Угличский
|
Фото www.uglich.ru
|
Время и место отливки колокола неизвестны. Известен только вес:
19 пудов 20 фунтов (319 кг). До 1591 года он висел
в Угличе на колокольне Спасского собора как набатный колокол.
Стал одним из первых политических ссыльных в России.
15 мая 1591г. по приказу Марии Нагой пономарь Федор Огурец
звоном в набатный колокол оповестил народ о гибели царевича
Дмитрия, отчего в городе
"сделалась великая смута". Последовала жестокая расправа с
предполагаемыми убийцами. Царь Борис Годунов жестоко
наказал участников самосуда и колокол. Колокол был сброшен с
колокольни, ему был вырван язык и отрублено ухо, да еще
был бит плетьми и сослан в сибирский город Тобольск.
1 апреля 1592 года целые семьи угличан были отправлены туда же
в ссылку. Почти год волокли они на себе набатный колокол.
В 1593 году "первоссыльный неодушевленный с Углича" (как
написал на колоколе по получении тобольский воевода князь
Лобанов-Ростовский) прибыл в Тобольcк, где он служил сначала
в церкви Всемилостливейшего Спаса "набатным", затем на
Софийской соборной колокольне - "часобитным", а в последствии
и "зазвонным".
29 мая 1677 года в Тобольске случился большой пожар, в котором
угличский колокол "расплавился, раздался без остатка". Об этом
сообщают "Сибирский летописец" (1590 - 1715 гг.) и журнал
"Москвитянин" в статье "Замечательные по Сибири колокола"
(1849г., № 9).
В XVIII веке взамен утраченного отлили новый колокол: такой
же по весу, но отличающийся от прообраза по форме. Павел
Конюксевич, митрополит Сибирский и Тобольский, "для отличения
его от прочих колоколов" приказал ВЫРЕЗАТЬ на колоколе надпись:
"Сей колокол, в который звонили при убиении благоверного
царевича Дмитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь
в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что
на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу
в нем 19 пуд 20 ф". Скорее всего именно эта надпись и
сбивала потом с толка.
В 1836-1837гг. по распоряжению архиепископа тобольского
Афанасия вновь отлитый колокол повесили при Крестовой
архиерейской церкви под небольшим деревянным навесом в качестве
"благовестного". В 1890г. колокол был куплен у архиерейской
церкви тобольским музеем и стал его собственностью.
В самом Угличе про "опальный колокол" стали забывать. Но после
признания убийства царевича Дмитрия историческим фактом,
расправу угличан с убийцами посчитали выражением их
патриотизма и преданности царской власти. В декабре 1849 года
было подано прошение министру внутренних дел о возвращении
ссыльного колокола. Дело было доложено Николаю I, который
распорядился: "Удостоверясь предварительно в справедливости
существования означенного колокола в Тобольске и по сношению
с г. обер-прокурором Святейшего Синода, просьбу сию
удовлетворить". Создали комиссию, которая установила,
что колокол не тот. В возвращении колокола было отказано.
Прошло время. Приближалась трехсотая годовщина ссылки Угличского
колокола. Было подано второе ходатайство о его возвращении
(инициаторы ходатайства знали, что колокол не подлинный, однако
не афишировали этого факта в Угличе). Городская управа Углича,
снесясь с тобольскими властями, выяснила, что ссыльный колокол
погиб, и постановила хлопоты по его возвращению прекратить.
Однако не успокоился угличский купец Л.Ф. Соловьев. "Войдя в
большие расходы", он через Святейший Синод добился разрешения
на выкуп колокола у тобольского музея. Колокол был выкуплен
за 600 рублей (хотя потом выяснилось, что отливка нового
колокола для архиерейской церкви взамен "ссыльного" обошлась
самому музею в 360 рублей 65 копеек).
20 мая 1892 года при большом стечении народа колокол, отлитый
взамен погибшего ссыльного, прибыл в Углич. Купец
Соловьев удостоился звания почетного гражданина города Углича.
Колокол же по указанию ярославского губернатора поместили
"для безопасности в музее на перекладине". (Некоторые
источники указывают, что он сейчас находится в угличской церкви
Дмитрия на Крови.)
Основные источники:
-
А.М. Лобашков "Подлинная история ссыльного
Угличского колокола" (сборник "Знаменитые колокола России",
издательство "Отечество-Крайтур", Москва, 1994г).
-
Статья "Из архива А.И.Духина".
|