Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Фарфоровые колокольчики коллекции

Колокольчики из фарфора - одно из самых многочисленных "семейств" моей коллекции. Хотелось бы, по возможности, проследить за их происхождением. Естественно, фарфор известных (да и не столь известных) марок - тема увлекательная и практически неисчерпаемая. Поэтому ограничусь рассказом лишь о тех фарфоровых предприятиях, колокольчики которых представлены в коллекции. (Большинство этих колокольчиков располагаются в стеклянной витрине, см. страницу сайта "Колокольные углы и закоулки нашей квартиры".)

Фарфор, благороднейший и наиболее совершенный вид керамики, приблизительно в VI веке был изобретен в Китае. В Европу он попал в XIII веке и почитался здесь за величайшую редкость и ценность. Технология его изготовления держалась в строжайшем секрете. Только в XV веке производство фарфора вслед за китайцами освоили японцы, а в начале XVIII века - немцы.

Майсенская мануфактура, Саксония

Марки майсенской мануфактуры разных лет

Свои производственные секреты в Китае и Японии держали в строжайшей тайне: экспорт фарфора приносил немалые доходы. Поэтому Европе пришлось изобретать фарфор самостоятельно. Попытки в этом направлении предпринимались здесь, начиная с середины XV века, но вплоть до начала XVIII века они оставались безрезультатными, пока в Саксонии (Германия) не соединились гений алхимика Бётгера и методичность технолога и математика Чирнхауза, а саксонский курфюст и польский король Август Сильный не профинансировал их опыты. Первый европейский фарфор был получен в 1708 году в Майсене (недалеко от столицы Саксонии Дрездена), там же была построена первая фарфоровая мануфактура, в 1713 году она дала первую продукцию.

На майсенской мануфактуре работали такие выдающиеся скульпторы и живописцы по фарфору, как Иоганн Готлиб Кирхнер, Иоганн Иохим Кендлер, Мишель Виктор Асье, И.Г. Лёниг.

Майсен, колокольчики XVIIIв.
иллюстрация из книги A. Lange
"Europäische Tischglocken"

Настольные колокольчики на майсенской мануфактуре начали изготавливать еще в первой половине XVIII века. Первые колокольчики имели юбку в форме чаши, затем она приняла форму высокого круглого кринолина. Такая форма и стандартные размеры (высота 11 см, диаметр юбки - 9 см) остаются неизменными вот уже более 200 лет. За это время менялись лишь форма ручки да роспись в соответствии с веяниями моды. Во второй половине XVIII века в росписи настольных колокольчиков преобладали цветочные мотивы, "луковый" узор (к луку, кстати, прямого отношения не имеющий), "сухоцвет", "индианские" цветы (термин, под которым объединяют мотивы бамбуковых деревьев, хризантем и пионов, сосен, фантастических птиц и драконов). Весьма популярны в это время были лепные украшения в виде листьев, цветов и ягод по юбке колокольчика. В конце XVIII века появляются жанровые и пейзажные сцены, часто расположенные в картушах или "окнах" на белом или полностью окрашенном колокольчике, и тонкий сложный узор на его юбке и ручке. В начале XIX века к этим видам декора добавились немецкие цветы и цветочные гирлянды.

В одном из цехов
майсенской мануфактуры,
апрель, 2003г.

Подобные колокольчики есть и в современном ассортименте предприятия. (На "Дне открытых дверей" майсенской мануфактуры в этом можно было убедиться своими глазами, более того, проследить процесс их изготовления.) Замечу, что коллекционировать такие колокольчики может позволить себе только достаточно состоятельный человек...

Кроме настольных, мануфактура выпускает коллекционные колокольчики (правда, в очень небольшом количестве) в форме музыкальных фарфоровых колоколов. (Фарфоровые музыкальные колокола, которые делают только на майсенской мануфактуре и о которых есть отдельный рассказ на сайте, изготавливают для глокеншпиль - музыкальных инструментов с колоколами.) У коллекционных колокольчиков на боку часто проставлены старые клейма майсенской мануфактуры (вид клейма менялся несколько раз). Современное синее подглазурное клеймо мануфактуры - две скрещенные шпаги - знает весь мир. Именно колокольчиком в форме музыкальных колоколов Майсен представлен в моей коллекции. На его боку - клеймо, которое использовалось на мануфактуре в 1763-1774 годах.

Музыкальный колокол,
майсенская мануфактура, 2003г.
там же, 2003г.
Коллеционный колокольчик "Майсен",
90х70, 2002г.

Еще одно направление в "колокольной" продукции майсенской мануфактуры - фарфоровые елочные колокольчики. Они очень красивы: небольшого размера и тонкой росписи.

Продолжит тему "немецкого фарфора" в коллекции рассказ о фарфоровых предприятиях Германии, созданных в разное время и продолжающих работать по сей день.

Мануфактура в Фолькштедте, Тюрингия

Тюрингский
130х80, Фолькштедт,
2002г.

Как и китайцы, саксонцы в Майсене тоже держали в секрете технологию изготовления фарфора. Однако знания, накопленные к этому времени в этом регионе в поиске фарфоровых технологий, перешли "из количества в качество": и фарфор был получен в Германии сразу в нескольких местах независимо друг от друга (правда, несколько позже майсенского и несколько хуже качеством).

Одним из открывателей фарфора в Германии (после Бётгера) был Георг Генрих Махелейдом. В 1760 году он основал фарфоровую мануфактуру в Зитцендорфе (княжество Шварцбург-Рудольштадт, сейчас Тюрингия). В 1762 году производство было переведено в Фолькштедт, близ Рудольштадта. Расцветом мануфактуры считают 1767-1800 годы, когда предприятие было в руках предприимчивого купца Христиана Нонне из Эрфурта. Некоторое время в Фолькштедте работал известный скульптор и живописец по фарфору Франц Котта.

На раннем этапе производства несовершенство фарфоровой массы (которая давала иногда пузырчатую, даже рваную поверхность) успешно маскировали обилием всевозможных лепных и рельефных украшений. Со временем качество фарфоровой массы улучшилось, и изделия Фолькштедта приобрели своеобразную изысканность. В росписях преобладали (и преобладают сейчас) так называемые немецкие цветы, впервые появившиеся в Майсене (именно такими цветами расписан колокольчик мануфактуры Фолькштедт современной работы из моей коллекции) и мелкие цветочные гирлянды в сочетании с цветным чешуйчатым узором. Кроме цветов для украшения использовали пейзажи и фигурные композиции.

Hutschenreuther, Бавария

"Hutschenreuther" - это фарфоровая фабрика, расположенная в Хохенберге (Hohenberg), Бавария. Компания была основана в 1814 году Карлом Магнусом Хутшенройтером (1780-1860). До этого Карл Магнус работал художником по росписи фарфора на мануфактуре в Валлендорфе. После его смерти фабрику унаследовали жена и сыновья. Сыновья и их потомки открывали новые подразделения фирмы в различных городах, которые слились воедино в 1969 году. Фирменный знак Hutschenreuther - "марка со львом" - до сегодняшнего дня является символом высокого качества, а фарфоровая фабрика - одной из крупнейших в Германии.

В настоящее время фабрика выпускает разнообразную посуду, малую пластику, рождественские украшения и т.д. В ассортименте фирмы присутствуют фарфоровые и стеклянные рождественские колокольчики, выпускаемые ежегодно ограниченным тиражом. Два фарфоровых колокольчика мануфактуры "Hutschenreuther" представлены в моей коллекции. Один из них был оформлен в 2004 году художником Оле Винтером (Ole Winther) на тему "Греция".

Рождественский "2004"
68х53
фирма "Hutschenreuther"
"2004"
фрагмент декора
"2004"
декор - "Греция",
марка фирмы

А в 2006 году этим же художником оформлен рождественский колокольчик "У маяка".

Рождественский "2006"
68х53
фирма "Hutschenreuther"
"2006"
фрагмент декора
"2006"
декор - "У маяка",
марка фирмы

Villeroi & Boch

Родословная фирмы "Виллерой и Бох" ("Villeroi & Boch") ведется с 1748г. Именно в этом году Франсуа Бох (Francois Boch) с тремя сыновьями начал производство керамической столовой посуды в местечке Audin-le-Tiche в Лотарингии. Вторая ветвь фирмы началась в 1791г., когда Николас Виллерой (Nikolas Villeroi) основал фаянсовую мануфактуру в Vaubrevange (ныне Wallerfangen) на реке Saar. В 1836г. два бывших конкурента объединились и образовали единое предприятие "Виллерой и Бох". Это слияние немало облегчило новой компании завоевание европейского рынка.

Крокус
язычок колокольчика
Крокус
60х56х50, 2008г.
Постепенно, наряду с производством керамической посуды, фирма занялась выпуском изделий из хрусталя и стекла, оборудования для ванных комнат, высококачественной напольной плитки (известная всем меттлахская плитка - это продукция "Виллерой и Бох"). В 1856г. компания выполнила оформление интерьера Дрезденской молочной лавки ("Dresdener Milchladen"), в настоящее время являющейся одной из известных достопримечательностей Дрездена. В 1890г. фирма изготовила напольную мозаику для знаменитого Кельнского собора (около 1300 кв.м. этой мозаики производили в течении пяти лет). "Виллерой и Бох" выполняла ряд других престижных заказов, в частности, для Большого театра в Москве.

В 1850г. компанией был налажен выпуск тонкого костяного фарфора. В ассортименте фирмы присутствуют и фарфоровые колокольчики, в основном в виде различных цветов. В моей коллекции продукция "Виллерой и Бох" представлена колокольчиком, изображающим раскрывающийся цветок крокуса.

Дрезденская мануфактура (Dresdner Porzellan), Саксония

Бастай-2
100х60, 2002г.

Фарфоровая мануфактура в Дрездене была основана в 1872 году Карлом Тиме (Carl Thieme). Продолжительное время здесь работал известный скульптор-модельер Карл Август Кунтч (Carl August Kuntzsch).

Известно более 12 тысяч моделей фигур, ваз, тарелок, чаш и прочих предметов сервировки и украшения стола, созданных мастерами мануфактуры. "Фирменная" роспись - знаменитые "дрезденские розы" и "дрезденские букеты". Очень эффектна так называемая "золотая" серия, в которой пейзажные и жанровые сценки расположены в картушах по золотому фону изделия. Со временем утвердилась марка мануфактуры - синее подглазурное клеймо со скрещенными буквами "S" и "P" и подписью "Dresden" под ними. В конце XIX - начале XX века дрезденский фарфор получил признание во всей Европе и был удостоен премий на Международных выставках 1893 года в Чикаго и 1900 года в Париже.

В современной продукции дрезденской мануфактуры уделено в нимание и сувенирным колокольчикам. Они часто имеют слегка граненую юбку, тщательную роспись, очень аккуратно выполнены внутри (имеется в виду подвеска язычка) и декорированы золотом. (Клейма на них нет.) В коллекции есть три колокольчика этой мануфактуры: "Бастай", "Бастай-2" и "Фрауэнкирхе".

Royal Porzellan, Бавария

Кобальтовый
113х80, 2004г.

Небольшую мануфактуру Royal Porzellan на границе Тюрингии и Саксонии основал на рубеже XIX-XX веков Клаус Кутик (Klaus Kutik). Сразу после 2-ой мировой войны семья перебралась в город Кюпс (Kups или Kueps) на севере Баварии, где вновь была основана небольшая фабрика с тем же названием, которая работает и по сей день. Роспись изделий, в основном, ручная. Имеет темно-синее подглазурное клеймо. Колокольчик мануфактуры Royal Porzellan в коллекции - из серии "Cobalt". (Замечу, что термин "Royal" довольно часто встречается в названиях фирм, но это совсем не значит, что эти предприятия королевские. Чаще это делалось для рекламы, в том смысле, что "Наши товары подходят и для королей"…)

Kämmer (Kaemmer) Porzellan, Тюрингия

Расцветом производства фарфора в Тюрингии был конец XVIII - начало XIX века. Затем производство стало падать, сейчас из 12 старых фабрик работают только две: в Фолькштедте (см. выше) и Рудольштадте. Фарфоровая мануфактура Kämmer Porzellan в Рудольштадте была основана в 1907 году. Ее клеймо - синее подглазурное "К" с короной. Сейчас (2004 год) фабрику возглавляют Рудольф и Кристель Кэммер. В коллекции есть колокольчик Kämmer Porzellan с изящной росписью золотом по кобальтовому фону.

Kämmer Porzellan
78х52, 2004г.
Reutter Porzellan
50х33, 2004г.
Kleiber Porzellan
70х56, 2004г.

Reutter Porzellan, Баден-Вюртемберг

Фабрика Reutter Porzellan была основана около 50 лет назад в Денкендорфе (Denkendorf). Особой популярностью, кроме изящной посуды, до сих пор пользуются фарфоровые головки для кукол от Reutter Porzellan. Большинство изделий фирмы производится вручную. В коллекции есть маленький колокольчик этой фирмы, (в центре вверху), на котором изображен "Немецкий угол" - место слияния двух рек - Рейна и Мозеля.

Kleiber Porzellan, Бавария

Это тоже довольно молодая мануфактура: недавно она отметила свое тридцатилетие. Находится в городе Регницлосау (Regnitzlosau), Бавария. Любимые виды декора: цветы, лошади, кошки и собаки. Клеймо зеленое подглазурное: в овальную ленту надписи заключены буква "К" поверх художественных кистей и название фирмы "Kleiber". В коллекции имеется колокольчик фирмы Kleiber с цветочным декором (справа вверху).

Дрезденская орера
130х78, 2002г.

Колокольчики неизвестной немецкой фирмы

В коллекции есть два довольно крупных настольных колокольчика (130х78 мм) фарфорового завода, черное надглазурное клеймо которого представлено на снимке слева. Что это за предприятие, выяснить пока не удалось. Колокольчики имеют слегка граненую юбку, единый стиль росписи (городской пейзаж в овале) и аккуратный язычок. На одном колокольчике изображена дрезденская опера, на другом - здание ванн "Кайзер Вильгельм" курорта Бад Хомбург (Bad Homburg).



Из Германии переместимся в Россию. Ведь именно в России было открыто (вскоре после майсенской мануфактуры) одно из старейших фарфоровых предприятий в Европе - Императорский (продолжительное время называвшийся Ломоносовским, а недавно вновь переименованный в Императорский) завод в Санкт-Петербурге.

Императорский (Ломоносовский) фарфоровый завод (ЛФЗ), Санкт-Петербург, Россия

Кобальтовая сетка
105х85, 2002г.

Датой основания завода считается 1744 год. Однако фарфор выпускать на нем начали несколько позже. (Наиболее ранний состав фарфоровой массы, обнаруженный в записках Д.И. Виноградова - изобретателя русского фарфора, датирован 30 января 1746 года.).

В 1736-1744 годах Дмитрий Виноградов обучался в Саксонии, куда был направлен Петербургской Академией Наук. После возвращения в Россию на основе полученных знаний он активно занялся поисками состава фарфоровой массы и разработкой технологии изготовления фарфора. В результате кропотливой научной работы (1746-1752 гг.) Виноградовым независимо от заграницы был создан русский фарфор и налажено его производство. В 1753 году в газете "Санкт-Петербургские новости" появилось объявление завода о приеме заказов от частных лиц. Императорский фарфоровый завод достиг больших успехов еще при жизни Виноградова (умер в 1758 году) по качеству фарфора и разнообразию изделий из него.

Ребус
105х85, 2004г.
Ангел-хранитель
105х85, 2006г.

Императорский фарфор, пережив влияние Майсена и Севра, со временем обрел самостоятельное "лицо", собственный изысканный декор и тонкую роспись. Удивительно, но даже после революции производство не было остановлено, а агитационный фарфор завода 20-х годов XX века стал яркой страницей русского искусства. Современное клеймо завода - синее надглазурное: вязь букв "ЛФЗ" (аббревиатура названия завода).

Светлый праздник
70х58, 2007г.

В современной серийной продукции ЛФЗ присутствует как минимум четыре вида настольных колокольчиков. Форма трех из них носит название "московской". К ней относятся колокольчики: "Кобальтовая сетка" (один из самых популярных "фирменных" видов декора завода, автор - Анна Яцкевич), "Ребус" и "Ангел-хранитель". Это довольно крупные колокольчики (высота 10.5 см, диаметр юбки 8.5 см) с короткой ручкой. Четвертый вид колокольчиков (форма "Петелька") имеет несколько меньший размер и называется "Светлый праздник". Его роспись по стилю напоминает миниатюры знаменитого "Лицевого свода" - монументальной исторической энциклопедии времен Ивана Грозного. Все эти колокольчики - эффектный "Кобальтовая сетка", загадочный "Ребус", умиротворяющий "Ангел-хранитель" и милый "Светлый праздник" - представлены в моей коллекции.

Автор росписи "Ангела-хранителя" - художник Юлия Леонидовна Жукова. Она родилась в Ленинграде в 1963 году. С 1987 года, после окончания кафедры керамики и стекла в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, работает на ЛФЗ художником по росписи фарфора. C 1990 г. член Союза художников России. Участник отечественных и зарубежных выставок, в т.ч. выставки в ГЭ "Поднесение к Рождеству" (2003-2004 гг.). Работы Жуковой представлены в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", частных коллекциях.

Гжель, Россия

Коза
65х50, 2003г.

Гжель - крупнейший гончарный промысел на юго-востоке Московской области. Еще в XIV веке здесь производили гончарную посуду, в XVII веке - освоили "чернолощеную" керамику (неглазурованные полированные изделия черного цвета), в XVIII веке - майолику, а начиная с 1806 года - фарфор. Гжельский фарфор отличался яркой многоцветной росписью с использованием золота и люстровых красок (специальные краски для декорирования фарфоровых, фаянсовых, керамических и стеклянных изделий).

На рубеже XIX-XX веков гжельский промысел пришел в упадок. Своим возрождением (в 40-х годах XX века) знаменитая Гжель обязана ученому-искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерицам (артель "Вперед, керамика"). При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, который ранее применялся здесь при декорировании фаянса (напоминает "синий делфт", см. ниже). Была разработана новая методика художественной росписи, так называемая "азбука мазков". Именно из мазков синего цвета различных оттенков и формируется характерный гжельский рисунок на фарфоре. В 1978 году ведущие художники объединения "Гжель" были удостоены премии им. И.Н. Репина.

Предприятие успешно работает и в настоящее время. Современное клеймо объединения "Гжель" - синее подглазурное, на котором изображен двуглавый орел с надписью "Гжель". В продукции завода встречаются и колокольчики, в основном, в виде забавных зверушек. Таков, например, колокольчик "Коза" из коллекции (хочется надеяться, что это "гжель", хотя клейма на нем нет).

Авторские фарфоровые колокольчики

Завершая краткий рассказ о "русском фарфоре" в коллекции, хочу отметить авторские колокольчики современных мастеров. Один из них - колокольчик "Ангел" работы художника Батлера. (По росписи он близок "гжели".) Второй колокольчик - "С храмом" - прекрасная работа художника Каверина.

Ангел
художник Батлер
95х55, 2003г.
С храмом
художник Каверин
90х65, 2002г.


Следующий колокольчик "Птица-Сирин - птица счастья" - изумительно тонко расписан художником по фарфору из Санкт-Петербурга Светланой Почечуевой. Внутри колокольчика - надпись: "Автор росписи С. Почечуева, Санкт-Петербург, Россия, 2004г. Рисунок: птица-Сирин - птица счастья. Расписано вручную с душой", а также: "Светлане от Ирины" (имеется в виду мне, Светлане Нарожной, от Ирины Сотниковой).

Птица-Сирин
художник С. Почечуева
70х65, 2004г.
первая сторона
Птица-Сирин
деталь декора
Птица-Сирин
надпись внутри

Коротко о художнике: Светлана Александровна Почечуева родилась в Ленинграде. В 1977 году окончила училище при ЛФЗ и после этого работала на ЛФЗ живописцем в цехе уникальной росписи. Она училась у Людмилы Сергеевны Лобанковой, ученицы и помощницы знаменитого художника Алексея Викторовича Воробьевского, по образцам которого выпускались многие изделия ЛФЗ. В 1995 году Светлана окончила Университет Петербурга при Всероссийском обществе охраны памятников культуры. Любимые темы художника - это "Русский лубок", "Русские сказки", "Узоры", "Орнаменты". Светлана участвовала во многих выставках. Она является членом Российского творческого союза работников культуры (Санкт-Петербургское отделение).

В августе 2007 года мне довелось лично познакомиться со Светланой. Во время нашей встречи в Санкт-Петербурге она рассказала о своих работах, учителях и любимых темах. По моему заказу Светланой было расписано три колокольчика: "Театр", "Балет" и "Санкт-Петербург", которые и украсили мою коллекцию.

Театр
художник С. Почечуева
105х85, 2007г.
первая сторона
Театр
вторая сторона
Театр
деталь декора
Театр
деталь декора
Театр
подпись
Балет
художник С. Почечуева
105х85, 2007г.
первая сторона
Балет
вторая сторона
Балет
деталь декора
Балет
деталь декора
Балет
подпись
Санкт-Петербург
художник С. Почечуева
105х85, 2007г.
первая сторона
Санкт-Петербург
вторая сторона
Санкт-Петербург
деталь декора
Санкт-Петербург
подпись

Приятно отметить, что колокольчик "Санкт-Петербург" - это первая роспись Светланы Почечуевой на эту тему. По-моему, получилось замечательно. Даже рисунок решетки вполне узнаваем.

Замечу, что Светлана - человек разносторонний. Одно из ее увлечений - философские сказки. Одну из них можно найти (с любезного согласия автора) на сайте, она называется просто "Сказка".


В изысканной технике выполнен колокольчик "С синицей". Автор - московский художник по фарфору Елена Зотова. Колокольчик совсем небольшой, тем удивительнее, как выразительно вылеплены и расписаны крошечные детали его декора. Внутри колокольчика тисненое клеймо и подпись: "Зотова Елена. Москва 2007."

С синицей
художник Е. Зотова
55х39, 2007г.
С синицей
деталь декора
С синицей
подпись внутри

В конце 2007 г. в коллекции появилось еще два колокольчика Елены Зотовой. Один из них - колокольчик "С крысой" (символом 2008 г). Поразительно, как удается Елене в таком сложном материале, как фарфор, исполнять крошечные цветки и листики, да еще с такой четкой проработкой фактуры, см. фото деталей в центре. Этот экземпляр вполне можно считать парным колокольчику "С синицей", о котором говорилось выше. Очаровательную колокольную парочку я назвала "Мы с тобой одной крови...". (Парное фото можно увидеть на странице фотогалереи "Колокольчики в интерьере".)

С крысой
художник Е. Зотова
55х39, 2007г.
С крысой
деталь декора
С крысой
подпись внутри

Второй колокольчик Елены конца 2007 г. выполнен в оригинальной технике, ранее совершенно ей не характерной. Это колокольчик "С буквами". По словам Елены, идея изготовления "буквенного" колокольчика возникла с появлением у нее шрифтов, частично сохранившихся от какой-то старой типографии. Как водится, буквы имеют обыкновение складываться в слова. Вот и у этого колокольчика по краю юбки можно видеть: "Динь-дон. Звук-звон." Внутри колокольчика находится оттиск небольшого клейма с инициалами художника: ЗЕ.

С буквами
художник Е. Зотова
55х39, 2007г.
С буквами
вид сверху
С буквами
оттиск клейма внутри

О художнике: Елена Зотова родилась в Москве. В 1986 году окончила Московскую школу художественных ремесел, в 1992 - художественно-графический факультет Московского открытого педунивеситета им. Шолохова. С 1994 г. член Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Постоянный участник московских и зарубежных выставок.


Самое замечательное в авторских колокольчиках то, что они совершенно не похожи друг на друга. Этот удивительно милый колокольчик московского художника Галины Зуевой выполнен в виде фигуры крестьянки Нижегородской губернии (серия "Русский народный хор"). Колокольчик с замечательно проработанной формой и изумительно тонкой росписью: костюм максимально приближен к реальному (насколько это возможно в такой миниатюре). Художнику нравится динамика в кукле, поэтому головка у колокольчика подвижна: ее можно повернуть, наклонить... Все это создает запоминающийся образ. Стоит отметить, что язычки колокольчика выполнены в виде ножек в лаптях. Внутри колокольчик подписан: "Автор Г. Зуева" и "Нижегородская губерния".

Крестьянка Нижегородской губернии
из серии "Русский народный хор"
художник Г. Зуева
83х52х50, 2007г.
Крестьянка Нижегородской губернии
деталь декора
Крестьянка Нижегородской губернии
надпись внутри

В конце 2007 г. в коллекции появился колокольчик Галины Зуевой "Мужик русский", который можно считать парным к "Крестьянке Нижегородской губернии". Я назвала эту великолепную колокольную парочку "Иван да Марья". (Парное фото можно увидеть на странице фотогалереи "Колокольчики в интерьере".)

Мужик русский
из серии "Русский народный хор"
художник Г. Зуева
84х54х50, 2007г.
Мужик русский
деталь декора
Мужик русский
надпись внутри

Коротко о художнике: Галина Александровна Зуева по образованию химик (закончила МИСиС). До учебы в институте закончила художественную школу. Первые уроки по работе с фарфором получила у известного скульптора Сергея Алексеевича Смирнова в Художественном комбинате им. Вучетича. После этих "мастер-классов" стала делать фарфоровых кукол в русских народных костюмах. Известна больше как "художник-кукольник". Первые куклы-колокольчики были выполнены по заказу для выставки "День рождения Пьеро", потом появился "Русский народный хор", на сегодняшний день в нем 25 колокольчиков. С 1993 года Галина Зуева член Международного художественного фонда. Принимала участие в многочисленных выставках. Мое интервью с Галиной Зуевой было опубликовано в № 3(25) журнала "Антикватория" за 2007 год , см. "Новости сайта" за 12.11.2007.



Вернемся в Европу. Здесь в XVIII-XX веках помимо немецких земель, фарфоровые мануфактуры были основаны и в ряде других стран. Некоторые из этих предприятий успешно работают и сейчас, а их изделия ценятся во всем мире.

Wedgwood, Великобритания

Josiah Wedgwood
1730-1795 гг.

Компания Wedgwood более 200 лет поставляет фарфор для английского королевского двора, а также по всему свету. Основателем этой знаменитой фирмы был Иешуа Веджвуд (Josiah Wedgwood), 1730-1795 гг. (Иногда его имя переводят как Джозайя или Иосия.) Иешуа начал постигать основы гончарного дела с девяти лет, помогая старшему брату. Повзрослев, работал с лучшим английским керамистом того времени Томасом Уилдоном. Годом основания фирмы Wedgwood считается 1759-й, когда Иешуа Веджвуд арендовал мануфактуру в Берслеме, графство Стаффордшир. В 1769 году был построен уже собственный завод в Этрурии (недалеко от Берслема). А в 1940 году его потомками было открыто предприятие в Барластоне (Barlaston, Stokc-on-Trent, Stafforgshire), успешно работающее и поныне.

Ученый-самоучка, Иешуа Веджвуд скрупулезно изучал свойства природных глин, был неутомимым экспериментатором и изобретателем, постоянно совершенствовал состав сырья и форму изделий. Он первым отметил зависимость качества изделий от соблюдения тепературы обжига, именно им был изобретен пирометр для контроля температуры в печах.

В 1765 году Иешуа Веджвуд получил "сливочный" фарфор, названный так из-за своего цвета, покрытый тончайшей глазурью (второе название - "Королевский"). В 1768 году им был открыт "черный базальт" - неглазурованный фарфор, настолько прочный, что поддавался полировке и огранке. А в 1775 году - "яшмовый" фарфор, так называемый "джаспер". "Джаспер" был получен нескольких цветов: бежевого, синего, зеленого, лилового. Самым популярным декором были (и остаются до сих пор) эффектные рельефы белого цвета поверх идеально гладкой неглазурованой поверхности изделия. И сегодня "яшмовый" фарфор создается по технологии, разработанной в свое время Иешуа Веджвудом.

Лиловая яшма или
Четыре времени года
105х67

Фирма Wedgwood приглашала к сотрудничеству лучших художников, поэтому ее изделия всегда отличались и отличаются качеством художественной отделки. В конце XX века основной продукцией компании становится костяной фарфор. Сегодня на долю Wedgwood приходится более четверти всего производства керамики в Великобритании. Вещи с синим клеймом "W" недешевы, но удивительно долговечны: как утверждает изготовитель, на четыре кофейные чашечки Веджвуд можно поставить… "Ролс-Ройс".

Есть один колокольчик фирмы Wedgwood и в моей коллекции: это "Лиловая яшма" (Lilac Jasper) редкого лилового оттенка. Колокольчик украшен барельефами "Четыре времени года". Каждый сезон представлен крылатой фигурой и, как сообщает музей фирмы Wedgwood, эти барельефы выполнены по модели, исполненной для Wedgwood Вильямом Хаквудом (William Hackwood) еще в 1777 году. В ХХ веке небольшие партии таких колокольчиков изготавливались фирмой в начале 60-х и 80-х годов.


Herend Porcelain, Венгрия

История старейшей в Венгрии фарфоровой мануфактуры начиналась с небольшой мастерской, основанной гончаром по имени Винце Штингл (Vince Shtingl) в 1826 году в небольшом городке Херенд. В 1839 году у него появился компаньон, Мор Фишер (Mor Fischer), вложивший в предприятие свои средства. В 1840 году Фишер занялся на мануфактуре изготовлением фарфора. Вскоре он нашел подходящую рыночную нишу, взявшись имитировать изысканную пластику фарфоровых изделий, изготовленных на Дальнем Востоке и в Европе в XVIII веке. Через некоторое время мануфактура стала выпускать и вполне оригинальные изделия, украшенные своеобразными орнаментами и декором, которые обратили на себя внимание специалистов и коллекционеров. В 1845 году мануфактура "Херенд" и работы Фишера завоевали высшие награды на Первой Венгерской промышленной выставке и выставке в Вене. Затем высокие оценки были получены на выставках в Лондоне, Нью-Йорке и Всемирной выставке в Париже. Результатом такого признания стали дорогие и престижные заказы, поступившие от некоторых королевских домов, представителей знатных семейств и финансовой элиты. Музеи и любители фарфора стали включать изделия "Херенд" в свои коллекции.

В конце XIX века мануфактура перешла во владение внука Мора Фишера - Йенё Фаркашкази, обладавшего прекрасным художественным вкусом. В ассортименте предприятия появились новые изделия, изготовленные в стиле модных тенденций того времени. Вскоре последовал новый успех на ряде выставок: в Париже (1900) и Санкт-Петербурге (1901). Между двумя мировыми войнами мануфактура была преобразована в открытую компанию. С 1948 по 1991 год она находилась в государственной собственности, однако масштабных негативных изменений тогда не произошло, т.к. предприятие приносило государству немалый доход в валюте. В 1991-1993 годах на "Херенд" прошел процесс приватизации. Стоит подчеркнуть, что при этом 75-ю процентами акций стали владеть работники мануфактуры. Остальные 25% акций продолжают оставаться в собственности государства. В наши дни на предприятии трудится около 1100 работников и оно является крупнейшим производителем фарфора ручной работы в Европе. Стратегия компании заключается в стремлении предлагать потребителям изделия высочайшего качества, развивать традиции прикладного искусства и поддерживать долгосрочные отношения с преданными компании работниками.

С 29 мая по 31 августа 2007 года в Царском Селе в помещениях Зубовского крыла великолепного Екатериненского дворца проходила выставка "Фарфор Херенд - изящество королевских столов" ("Herend Porcelain - the Grace of Royal Tables"). На выставке была представлена не только роскошная посуда, но и оригинальная фарфоровая скульптура, а также коллекция вечерних и свадебных платьев с ручной росписью по мотивам мануфактуры "Херенд". В киоске при выставке можно было видеть и, если позволяли средства :), приобрести семь типов колокольчиков, выпускаемых "Herrend Porcelain". В мою коллекцию попал один из этих изящных экземпляров. Колокольчик вручную расписан небольшими цветами. Внутри колокольчика - синее надглазурное клеймо фирмы и надпись, по-видимому указывающая на конкретное изделие.

Herend Porcelain
87х71, 2007г.
одна из сторон
Herend Porcelain
противоположная сторона
Herend Porcelain
клеймо и язычок колокольчика

Вверху на ручке колокольчика можно видеть небольшое отверстие. Из пояснений на постерах выставки ясно, что отверстие предназначено для выхода газов при отжиге.


Belleek Pottery, Северная Ирландия

Belleek
95х60, 1993-1996г.

Компания Belleek была основана в 1857 году. Вначале здесь производили тяжелую глиняную посуду, но главной целью владельцев было производство высококачественного фарфора. Для этого имелось прекрасное сырье и отлаженный производственный процесс, но не хватало специалистов - ремесленников. Их переманили из Stokc-on-Trent 1893-1894 годах.

До 1863 года доля фарфора в продукции Belleek была невелика, керамическая посуда оставалась здесь главным делом еще до 1920 года. С 1946 года фирма выпускает только фарфор. Первый большой успех пришел к Belleek в 1872 году, когда фарфор фирмы был впервые представлен на выставке в Дублине. В 1900 году на выставке в Париже фарфор Belleek получил золотую медаль (автором работ был Фредерик Слейтер). Сейчас тонкостенный фарфор Belleek известен по всему миру.

В коллекции есть так называемый туалетный (или будуарный) колокольчик фирмы Belleek серии "Сladdagh collection". Колокольчик изготовлен из тонкого костяного фарфора цвета топленого молока и имеет два рельефных изображения по обеим сторонам юбки. На одной стороне - две переплетенные птицы ( известный кельтский символ) и два трилистника (трилистник - символ Ирландии), на другой - сердце в ладонях, что символизирует известное кельтское изречение: "Я отдаю свое сердце в ваши ладони и короную его моей любовью". Возможно, для удобства датировки изделий фирма Belleek несколько раз меняла свое клеймо. Синее подглазурное клеймо на колокольчике позволяет определить время его изготовления: январь 1993 - декабрь 1996 года.


Королевская мануфактура делфтского фарфора, Нидерланды

Амстердам
73х53, 2004г.

Искусство делфтской керамики очень давнее. В XVI веке в Голландию переселились итальянские мастера и стали производить здесь керамическую плитку. В XVII веке в Делфте уже было, по меньшей мере, 30 фабрик. Кроме керамической плитки для облицовки стен и кафельных печей, здесь выпускали фаянсовую (а позднее фарфоровую) столовую и декоративную посуду. Пик расцвета производства пришелся на XVIII век, однако, в конце века английский фарфор с печатным рисунком начал серьезно конкурировать с делфтским исключительно ручной росписи. Многие фабрики закрылись.

В 1876 году два предпринимателя возродили к жизни заводское серийное производство, названное Королевской мануфактурой делфтского фарфора. И сегодня ее посуда, плитки, различные украшения со всевозможными рисунками (с мельницами и картинками старого голландского быта, так называемый "синий делфт") пользуются большой популярностью во всем мире. Заказать копию любого предмета коллекции Королевской мануфактуры можно в магазине делфтского фарфора в Амстердаме, который находится в старинной Монетной башне (Мюнторен).

В моей коллекции есть небольшой колокольчик "Amsterdam" с гербом города, предположительно Королевской мануфактуры. Он имеет синее подглазурное клеймо в виде короны и надпись "Handpainted Delfts Bleu". Замечу, что три косых креста на гербе Амстердама означают три напасти, которых больше всего боялись в средневековье в городе: наводнение, пожар и чуму.

В 2005 году в моей коллекции появился еще один колокольчик из Делфта. На его боках тонкая ручная роспись - характерный голландский пейзаж с мельницей и парусными лодками. Роспись покрывает всю юбку колокольчика, образуя панорамную картинку.

Внутри колокольчика клеймо: корона (как у королевской мануфактуры), выписанная вручную, и надпись. Не могу утверждать, что этот колокольчик родом именно с королевской мануфактуры Делфта, но качество пейзажной росписи отменное.


Фирма "LLADRO", Испания

Известнейшая в Испании и за ее пределами фарфоровая фирма "LLADRO" была основана в 1953 году тремя братьями Хуаном, Хосе и Винсентом Ладро. Именно в том году на заднем дворе своего дома в Алмасере (близ Валенсии) они устроили фарфоровыю мастерскую. Талантливые скульпторы Ладро выработали свой особый стиль, отличавшийся чистотой линий, теплотой и романтизмом. Их работы были довольно быстро замечены, и маленькая мастерская за короткий период выросла в несколько раз. Предприятие стало настолько успешным, что уже в 1967 году Ладро начали строительство "Города фарфора", в котором по их замыслу соединились бы работа, спорт и отдых. Проект был реализован через два года, и сейчас в "Городе фарфора" трудится более двух тысяч человек.

Фирма регулярно принимает участие в художественных выставках, наиболее крупные из них состоялись в 1978 году - в Королевском музее Брюсселя (Бельгия), музее современного искусства в Сан-Диего и в 1999 году (более 120 работ) - в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Россия). В Эрмитаже малой пластике "LLADRO" был отведен Георгиевский зал. После окончания выставки две скульптуры "Кучер 18 века" и "Дон Кихот" (справа) стали частью постоянной экспозиции музея. В 1985 году было образовано "Общество любителей фарфора Ладро", которое в настоящее время насчитывает более 100 тыс. членов по всему миру.

Фирма "LLADRO" была и остается семейным предприятием. В 1984 году в Совет директоров, кроме отцов-основателей, вошли новые члены - по одному ребенку каждого из братьев Ладро: Роза, Мари Кармен и Хуан Винсент. Чтобы не нарушая традиций фирмы окончательно передать ее новому поколению семьи, в 2001-2003 годах в Совет директоров вошло еще по одному наследнику каждого из братьев Ладро: Давид, Ангелос и Мария Хосе. До получения поста в Совете, каждый представитель нового поколения семьи получил основательное образование, непосредственно связанное с производством фарфора. В 2003 году Ладро-старшие вышли из Совета директоров. В настоящее время фирма экспортирует свою продукцию более, чем в 120 стран мира и реализует ее почти в 4000 пунктах продажи. Творческое кредо Ладро-старших - "Фарфор, рожденный на Востоке и заново открытый в Европе, состоит из тех же материалов, что и человеческие мечты" - остается неизменным вот уже более 50-ти лет (ему следует и новое поколение семьи Ладро). Наверно именно поэтому популярность фарфора "LLADRO" столь высока.

Основной продукцией "LLADRO" является малая пластика. В частности, фирма выпускает и фарфоровые колокольчики. Наиболее известными из них являются рождественские, которые фирма выпускает раз в году. ("LLADRO" выпускались и некоторые другие колокольчики, но они менее распространены.)

Lladro, "2002"
84х78, 2005г.
первая сторона
"2002"
вторая сторона
"2002"
язычок колокольчика
"2002"
автограф Анхелис Ладро

Сюжет оформления и декор рождественских колокольчиков индивидуальны для каждого года. В моей коллекции есть такой колокольчик 2002 года. На нем с одной стороны изображен ангел на лошади, звонящий в колокольчик. На другой стороне - городок с башнями, над которыми располагается надпись "2002". На язычке колокольчика - рождественская звезда. Внутри колокольчика - синее подглазурное клеймо фирмы "LLADRO".

В марте 2008 г., во время московской презентации новой коллекции Ладро (носящей имя "Ascot" - по названию лондонского ипподрома, на котором традиционно проводит скачки королевская семья Англии) сеньора Анхелес Ладро - дочь одного из братьев-совладельцев фирмы (Хосе) - любезно подписала мой колокольчик.


Фарфоровые мануфактуры США в коллекции представлены фирмой "Franklin Porcelain"

Американские колокольчики

В коллекции два колокольчика фирмы "Franklin Porcelain", США. По-видимому, они из одной серии, которую можно назвать "Цветочной". Это "Анютины глазки" ("Pansy") и "Жасмин" ("Jasmine") (названия указаны под клеймом фирмы внутри колокольчиков). Год изготовления 1979-й (в подписи к фотографии указан год появления колокольчика в коллекции). Franklin Porcelain - это, по-видимому, подразделение фирмы Franklin Mint, известной своими предложениями самых разнообразных предметов для коллекционирования.

Jasmine (Жасмин)
132х73, 2006г.
Клеймо фирмы
Pansy (Анютины глазки)
132х73, 2006г.

Еще два колокольчика фирмы "Franklin Porcelain", украшенных фигурками птиц, появились в коллекции в 2009г. Помимо указания фирмы (FP - Franklin Porcelain) на клеймах колокольчиков приведено имя художника (Peter Barnett) и годы выпуска. А птицы - это весьма достоверно изображенные поползень (The Nuthatch) и крапивник (The Wren), сидящий на ветке ежевики.

Поползень
(The Nuthatch)
художник Peter Barnett
135х70, 1983г.
Поползень
деталь декора
Поползень
клеймо
Поползень
деталь декора
Крапивник
(The Wren)
художник Peter Barnett
135х70, 1981г.
Крапивник
деталь декора
Крапивник
клеймо
Крапивник
вторая сторона

Завершает экскурс по фарфоровой части коллекции рассказ о современных китайских колокольчиках.

Китайские колокольчики

Когда в Китае начали изготавливать колокольчики из фарфора - сказать трудно. Однако сейчас недорогие сувенирные фарфоровые колокольчики, изготовленные в Китае и расписанные для страны продажи, можно купить, пожалуй, в любом месте мира, активно посещаемом туристами. Это целая сувенирная индустрия. К сожалению, несколько отличаясь рисунком на боку, в остальном эти колокольчики зачастую похожи как близнецы. Для них характерны волнистый край юбки и небрежно закрепленный язычок, на некоторых внутри наклеена этикетка "Made in China". В моей коллекции есть как минимум шесть подобных колокольчиков: "Париж", "Швеция", "Costa Brava", "Alcatraz", "Hawaii" и "Las Vegas". Как не трудно догадаться, их появление в коллекции связано с путешествиями.

Alcatraz
Сан-Франциско, США
90х58, 2001г.
Costa Brava
Тосса де Мар, Испания
110х70, 2001г.
Hawaii
Гонолулу, Гавайи, США
70х56, 2001г.

Довольно долго у меня не было сведений о том, существует ли в Китае традиция изготовления настольных фарфоровых колокольчиков. И если да, то насколько она давняя? (Напомню, что в Европе первые настольные колокольчики из фарфора появились в первой половине XVIII века.) Но не так давно я получила в подарок замечательный фарфоровый колокольчик, изготовленный китайской фирмой "FRANZ" в 2002 году. Внутри колокольчика - подглазурное клеймо фирмы и подписи дизайнера и скульптора (Jen Woo и Chin I). Мой колокольчик - "Божья коровка" - один из серии колокольчиков с близким по характеру декором, выпускавшейся этой фирмой (другие колокольчики называются "Бабочка", "Стрекоза", "Пчела" и "Колибри").

Божья коровка
160х88, 2007г.
Божья коровка
фрагмент декора
Божья коровка
клеймо фирмы и подписи художника и дизайнера

Фирма "FRANZ" основана в 2002 году Фрэнсисом Ченом. Расположена она недалеко от Шанхая. В своих изделиях художники молодой мануфактуры успешно сочетают традиционные китайские мотивы и стилистику, вдохновленную искусством периода Арт Нуво. В первый же год работы фирма "FRANZ" получила признание на международной выставке "Ярмарка подарков" (Нью-Йорк) в номинации "Лучший подарок".

Дочерней фирмой предприятия "Franz" является новая фарфоровая фирма "Graff". Продукция этой фирмы представлена в моей коллекции набором из четырех колокольчиков, украшенных изящным декором. Внутри колокольчиков располагается клеймо "Graff porcelain".



Традиции материкового Китая в изготовлении фарфора развиваются и на Тайване. Об этом свидетельствуют, в частности, несколько тайваньских колокольчиков моей коллекции. Один из них - с декором на евангельский сюжет - изготовлен фирмой "Maruri". Внутри колокольчика - синее подглазурное клеймо с короной.

Христос
105х74, 2006г.
Христос
клеймо фирмы
Морской конек
111х64, 2006г.
Морской еж
102х64, 2006г.

Два других колокольчика объединены морской тематикой и представляют морского конька и морского ежа. Внутри наклеена этикетка с названием колокольчика, годом изготовлений (1983) и сокращенным названием фирмы (F.M.FL, Taiwan). Информации об этих двух тайваньских фирмах разыскать пока не удалось.


Светлана НАРОЖНАЯ
Сентябрь 2004;
Декабрь 2005;
Январь 2006;
Май, август, октябрь, декабрь 2007;
Март, ноябрь 2008;
Март, июль 2009

Основные источники:


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100