Колокола и колокольчики в музыке
Подбирая
материал для раздела "Музыкальные инструменты",
удивилась, что их на самом деле оказалось больше, чем я предполагала. Тут же стало
интересно: где же их использовали композиторы. Кроме колоколов в русских операх
в начале в голову ничего не приходило. То, что удалось разузнать, постараюсь изложить
коротко.
Первым (по возрасту) музыкальным инструментом колокольного семейства был карильон, ведущий свою историю от церковных курантов. Карильоны получили свое распространение с XV века в Голландии и Бельгии, откуда быстро перекочевали в Англию. В Англии был изобретен другой тип звона - переменный ("Change ringing), когда колокол не качается, а крутится. До сих пор карильон популярен в Европе, а лучшие фестивали карильоннной музыки проходят в Мехлене (Бельгия). Существует Мировая карильонная федерация.
Куранты, кроме больших карильонов, приняли облик фортепиано с колоколами и под именем Glockenklavira проникли во дворцы и частные дома Берлина и Дрездена. К XVIII веку такие наборы колокольчиков под именем Glockenspill попали в оперно-драматический оркестр и действовали там до начала XIX века. Их использовали Моцарт в "Волшебной флейте" при выходах Папагенно и Гендель в оратории "Саул".
Дальнейшее развитие превратило их в клавишные и молоточковые колокольчики, которые существуют в оркестре и поныне. Они использованы в арии с колокольчиками в "Лакме" Делиба, в "Снегурочке" Римского-Корсакова, когда Мизгирь, преследующий Снегурочку, видит огни светлячков, в "Золотом петушке" при выходе Звездочета. Ими воспользовался Вагнер в симфонической картине "Шелест леса" в "Зигфриде" и в "Сцене волшебного огня" в заключительной части "Валькирии". А в "Торжественном шествии" Рахманинова есть даже партия для двух исполнителей на молоточковых колокольчиках.
История оркестровых колоколов
связана с появлением в опере исторических и патриотических сюжетов.
Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере:
торжественный звон в "Иване Сусанине" Глинки , "Сказке о царе Салтане" и
"Псковитянке" Римского-Корсакова, сцене коронации в "Борисе Годунове"
Мусоргского и там же погребальный звон, тревожный набат в "Князе Игоре"
Бородина, в операх "Ратклиф" Кюи, "Рогнеда" Серова и "Нижегородцы"
Направника.
Из западно-европейских опер использование звона есть в "Пророке"
Мейербера.
Сначала в операх звучали настоящие церковные колокола, которые в
крупных оперных театрах помещались за сценой. Однако не каждый театр
мог позволить себе роскошь иметь собственную звонницу, поэтому
композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола - как
Чайковский в увертюре "1812 год", Римский-Корсаков в "Пасхальной
увертюре", Бородин в "Фортепианной сюите", Мусоргский в фантазии для
оркестра "Ночь на Лысой горе".
Когда появились современные оркестровые колокола, проблема разрешилась.
Их использовал Пуччини в опере "Тоска", Рахманинов в вокально -
симфонической поэме "Колокола" на стихи Эдгара По. Прокофьев в
"Александре Невском" заменил трубы оркестровых колоколов длинными
металлическими брусками.
А вот бунчук - инструмент экзотический и почти забытый. Его использовали большие духовые оркестры. Попыток ввести его в симфонический оркестр было две. Первая - в балете Василенко "Нойя". Композитор ввел в оркестр именно бунчук, чтобы получить сказочно-фантастическое шелестенье-позвякивание, отвечавшее его художественному замыслу. Но при первой же возможности воспроизвести в концертном исполнении эту затею, бунчука не оказалось под рукой. Вторая, теперь уже удачная, попытка использовать бунчук принадлежит Льву Книпперу. Он разработал для оркестра песню "Полюшко" и ввел ее составной частью в свою Четвертую симфонию. При отсутствии бунчука автор советовал пользоваться обыкновенным бубном в сочетании с небольшой связкой крохотных колокольчиков и бубенчиков и даже полагал, что такое сочетание звенящих бубенцов дает более точную ритмическую последовательность, обычно недоступную величественному бунчуку.
Замечательная традиция игры на ручных колокольчиках - handbells
- пошла из Англии. Особой популярности она достигла в Северной Америке, где
сейчас насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков.
Для них специально пишут музыку и аранжируют произведения любых жанров.
Светлана НАРОЖНАЯ
Источники:
|