Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Колокола и колокольчики в музыке

Подбирая материал для раздела "Музыкальные инструменты", удивилась, что их на самом деле оказалось больше, чем я предполагала. Тут же стало интересно: где же их использовали композиторы. Кроме колоколов в русских операх в начале в голову ничего не приходило. То, что удалось разузнать, постараюсь изложить коротко.

Первым (по возрасту) музыкальным инструментом колокольного семейства был карильон, ведущий свою историю от церковных курантов. Карильоны получили свое распространение с XV века в Голландии и Бельгии, откуда быстро перекочевали в Англию. В Англии был изобретен другой тип звона - переменный ("Change ringing), когда колокол не качается, а крутится. До сих пор карильон популярен в Европе, а лучшие фестивали карильоннной музыки проходят в Мехлене (Бельгия). Существует Мировая карильонная федерация.

Куранты, кроме больших карильонов, приняли облик фортепиано с колоколами и под именем Glockenklavira проникли во дворцы и частные дома Берлина и Дрездена. К XVIII веку такие наборы колокольчиков под именем Glockenspill попали в оперно-драматический оркестр и действовали там до начала XIX века. Их использовали Моцарт в "Волшебной флейте" при выходах Папагенно и Гендель в оратории "Саул".

Дальнейшее развитие превратило их в клавишные и молоточковые колокольчики, которые существуют в оркестре и поныне. Они использованы в арии с колокольчиками в "Лакме" Делиба, в "Снегурочке" Римского-Корсакова, когда Мизгирь, преследующий Снегурочку, видит огни светлячков, в "Золотом петушке" при выходе Звездочета. Ими воспользовался Вагнер в симфонической картине "Шелест леса" в "Зигфриде" и в "Сцене волшебного огня" в заключительной части "Валькирии". А в "Торжественном шествии" Рахманинова есть даже партия для двух исполнителей на молоточковых колокольчиках.

История оркестровых колоколов связана с появлением в опере исторических и патриотических сюжетов. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в "Иване Сусанине" Глинки , "Сказке о царе Салтане" и "Псковитянке" Римского-Корсакова, сцене коронации в "Борисе Годунове" Мусоргского и там же погребальный звон, тревожный набат в "Князе Игоре" Бородина, в операх "Ратклиф" Кюи, "Рогнеда" Серова и "Нижегородцы" Направника.
Из западно-европейских опер использование звона есть в "Пророке" Мейербера.
Сначала в операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещались за сценой. Однако не каждый театр мог позволить себе роскошь иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола - как Чайковский в увертюре "1812 год", Римский-Корсаков в "Пасхальной увертюре", Бородин в "Фортепианной сюите", Мусоргский в фантазии для оркестра "Ночь на Лысой горе".
Когда появились современные оркестровые колокола, проблема разрешилась. Их использовал Пуччини в опере "Тоска", Рахманинов в вокально - симфонической поэме "Колокола" на стихи Эдгара По. Прокофьев в "Александре Невском" заменил трубы оркестровых колоколов длинными металлическими брусками.

А вот бунчук - инструмент экзотический и почти забытый. Его использовали большие духовые оркестры. Попыток ввести его в симфонический оркестр было две. Первая - в балете Василенко "Нойя". Композитор ввел в оркестр именно бунчук, чтобы получить сказочно-фантастическое шелестенье-позвякивание, отвечавшее его художественному замыслу. Но при первой же возможности воспроизвести в концертном исполнении эту затею, бунчука не оказалось под рукой. Вторая, теперь уже удачная, попытка использовать бунчук принадлежит Льву Книпперу. Он разработал для оркестра песню "Полюшко" и ввел ее составной частью в свою Четвертую симфонию. При отсутствии бунчука автор советовал пользоваться обыкновенным бубном в сочетании с небольшой связкой крохотных колокольчиков и бубенчиков и даже полагал, что такое сочетание звенящих бубенцов дает более точную ритмическую последовательность, обычно недоступную величественному бунчуку.

Замечательная традиция игры на ручных колокольчиках - handbells - пошла из Англии. Особой популярности она достигла в Северной Америке, где сейчас насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков. Для них специально пишут музыку и аранжируют произведения любых жанров.

Светлана НАРОЖНАЯ

Источники:

На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100