Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Старейшие колокола Германии


Появление колоколов в Германии

Появление колоколов в Германии связывают с миссионерами из ирландских и шотландских монастырей. В VIII веке для активного распространения христианства эти монастыри начали посылать проповедников в самые опасные языческие регионы Европы. Среди таких проповедников был монах Винфрид. Он прибыл на континент в 716 году и занялся миссионерской деятельностью в землях, которые теперь называют Тюрингия и Гессен. В Риме он принял латинское имя Бонифаций (Bonifatius) и получил звание епископа. Затем он вызвал из Англии монахов и основал в Германии несколько монастырей. После смерти Бонифаций был причислен церковью к лику святых. В письме, датированном 744 годом, Бонифаций упоминает об одном колоколе (он называет его "glossa"), который дает ему утешение в непростой миссионерской жизни. Это первое документальное упоминание колокола на территории Германии.

Клепаные колокола

Первые колокола Германии были клепаными из железных листов. "Титул" самого старого сохранившегося до наших дней колокола Германии оспаривают два колокола: "Saufang" ("Свиная добыча") из Кёльна и миссионерский колокол из церкви Св. Георгия (St. Georg) в местечке Рамзах (Ramsach) в Баварии. В настоящее время известно два типа клепаных колоколов ирландских и шотландских миссионеров: первый тип - клепаные из одного железного листа, и второй - клепаные из трех листов. Как раз ко второму типу и относится "Saufang". Колокол имеет 42 см в высоту. Сейчас он находится в Городском музее Кёльна.

По поводу "Saufang"-колокола старая кёльнская легенда говорит, что однажды, когда свинопас пас свое стадо в болотистом месте рядом с церковью Святой Цецилии (St. Cäcilien), свиньи выкопали из грязи колокол. Он был не круглый, а приплюснутый, и не отлит, а выкован из трех железных листов. Колокол подвесили в этой церкви, но он не звонил, как бы сильно не тянули за веревку. В конце концов, четверо сильных мужчин вызвались заставить звонить колокол. При этой попытке колокол вырвался из крепления, вылетел вон и снова плюхнулся в болото… Тогда, согласно легенде, стало ясно, что колокол языческий и не крещеный. Колокол вновь достали из болота, и епископ Куниберт (Kunibert) торжественно его освятил. С тех пор колокол звонил "причудливо и красиво". В Кёльне его прозвали по обстоятельствам находки - "Saufang" - "Свиная добыча". (Фото из книги Heinz Glade "Erdentiefe - Turmeshöhe").

Возможно, благодаря именно этой легенде, колокол первоначально датировали VII веком, а точнее 613-633 годами, по времени служения епископа Куниберта. Считалось, что это самый старый колокол Германии. Однако в современных публикациях колокол иногда датируется уже IX веком, что, по-видимому, более реалистично. Вряд ли в действительности этот колокол мог быть языческим. Скорее всего, он попал в Германию с христианскими миссионерами.

Вторым "претендентом" на звание самого старого колокола Германии является действующий клепаный колокол церкви Св. Георгия в местечке Рамзах, что рядом с городом Мурнау (Murnau) в Баварии. Этот довольно хорошо сохранившийся колокол имеет 60 см в высоту и изготовлен из железного листа, склепанного по бокам колокола (т.е. относится к первому типу клепаных колоколов). Исследование его внутренней поверхности показало, что металл, по-видимому, окунали в расплавленную бронзу. Это одна из причин хорошего состояния колокола до настоящего времени. При ударе колокол издает ясный жестяной звук. (Фото с сайта kirchenmusik.bistum-augsburg.de).

Этот колокол датируют VIII веком. Известно, что его привезли с собой в тогда еще языческую Баварию шотландские монахи-миссионеры. С достаточно большой степенью вероятности местом его изготовления считают западно-шотландский островной монастырь Iona, который в VIII веке был крупным духовным центром, отправлявшим миссионеров на европейский континент. Предание связывает колокол с именами Св. Бонифация и Св. Магнуса (St. Magnus). Вероятно, этот колокол использовался монахами сначала как ручной, а затем был помещен в церковь монастыря, построенного на острове озера Штафельзее (Stafelsee). После упадка монастыря колокол был перенесен в располагавшуюся неподалеку церковь Св. Георгия в Рамзахе и подвешен у алтаря.

До последнего времени колокол был вполне исправен, однако недавно обнаружено повреждение края колокола на одной из его сторон. Было проведено обследование колокола. Это сделали известный немецкий колокольный эксперт Курт Крамер (Kurt Kramer) и доктор археологии Стефан Вингхарт (Stefan Winghart) из баварского общества охраны памятников. Был подтвержден солидный возраст колокола, а так же предложено перенести колокол в более сохранное место, в музей, поскольку он является уникальным историческим памятником. Однако настоятель церкви считает, что колокол должен и дальше оставаться на прежнем месте. Он полагает, что это будет уникальным историческим примером, ведь звон колокола более 1200 лет (!) призывал верующих к молитве, пусть его голос звучит в церкви и в будущем.

Первый известный колокольный мастер

Вернемся в конец VIII века. Колокола хоть и редко, но уже упоминаются в документах и городских хрониках: в хронике Фульды (Fulda) 799 года говорится о траурном звоне по случаю кончины аббата Штурминиуса (Sturminius), а в акте передачи собственности монастыря Мильц (Milz) в монастырь Фульды указаны 4 колокола. Местом изготовления колоколов становятся монастыри, где их начинают отливать из бронзы. В Германии в то время были известны колокола из монастырей на Тагернзее (Tagernsee), в Фульде, Санкт Галене (St. Gallen), Райхенау (Reichenau) и др. Лидером этого искусства становится бенедиктинский орден, получивший привилегию на литье колоколов, которой орден владел до XIII века. Колокольные мастера в монашеских рясах снискали уважение высоких духовных лиц и правителей. Самому искусному из мастеров того времени, Танко (Tanko) из Санкт Галена, Карл Великий около 800 года поручил изготовить колокол для собора в Ахене (Aachen). Монаха Танко можно считать первым колокольным мастером в истории Германии, имя которого дошло до наших дней. К сожалению, о судьбе его колоколов ничего не известно.

Колокола Теофилуса

Бронзовое литье было ремеслом новым, опыт давался методом "проб и ошибок". Монах Теофилус (Theophilus) из бенедиктинского монастыря Св. Пантелеймона (St. Pantaleon) в Кёльне впервые описал технологию изготовления колоколов. В его рукописи "Schedula diversarum artium" ("Записки о разных искусствах"), датируемой примерно 1120 годом, был подробно изложен способ изготовления формы для отливки колокола, приводился состав колокольной бронзы (практически не изменившийся до нашего времени), а также описывалось собственно литье. Благодаря этому практическому руководству, он стал знаменит, а колокола формы "улей" ("Bienenkörbe"), изготовление которых он описал в своем труде, до сих пор называют колоколами Теофилуса, хотя и не известно, был ли он сам литейщиком и автором описанной им технологии. Эта технология позволяла отливать толстостенные колокола с простым профилем и практически прямыми боковыми стенками. Хотя эти литые колокола определенно звучали лучше клепаных, о красоте звука речь в то время еще не шла.

До настоящего времени на территории Германии сохранилось около 15 колоколов Теофилуса. Самый старый из них - "Lullusglocke" - колокол Лулуса. Он был отлит около 1040 года и находится в башне Екатерины (Katharinenturm) рядом с развалинами старого монастыря в городе Бад Херсфельд (Bad Hersfeld), земля Гессен. Этот довольно большой колокол, диаметром 111 см, звонит четыре раза в год: на Пасху, Троицу, Рождество и на открытие праздника Лулуса (Lullusfest). (Фотографии с сайта osthessen-news.de).

Лулусфест - старейший документально зафиксированный церковный и народный праздник в Германии. Он ежегодно начинается 16 октября в день смерти Лулуса (16.10.786г.) - основателя монастыря и города. Лулус был учеником Св. Бонифация и епископом Майнца. В 769 году он основал здесь бенедиктинский монастырь, рядом с которым вырос город. (После смерти Лулус был причислен к лику святых.) Лулусфест длится неделю, и все это время по традиции на рыночной площади день и ночь горит большой костер, у которого может согреться любой. Всю неделю шумит ярмарка с беспошлинной торговлей. Этот праздник собирает до полумиллиона человек.

Колокол из Бад Херсфельда, отлитый спустя более двух веков после смерти Лулуса, получил имя в его честь. Не так давно Лулус-колокол в течение двух лет был на реставрации (которая обошлась в 18 тыс. евро), после чего вновь занял прежнее место на башне Екатерины. До реставрации колокол молчал почти сто лет. После окончания реставрационных работ была сделана запись голоса колокола на CD. А звонят в Лулус-колокол, как и прежде, вручную.

Два колокола Теофилуса до сих пор звонят и в соборе Аугсбурга (Augsburg), Бавария. Эти старинные колокола, относящиеся к XI веку и имеющие форму "улей", находятся в северной башне собора. Точная дата отливки колоколов неизвестна, но известно, что колокола подняли в башню собора между 1070 и 1075 гг. В былые времена они звонили не только к службе, но и во время процессий городских гильдий. Сейчас в них звонят вручную по большим церковным праздникам. Имена колоколов до нашего времени не сохранились. Один из колоколов имеет диаметр 915 мм и вес 400 кг, другой - диаметр 895 мм и вес 390 кг. (Фото с сайта kirchenmusik.bistum-augsburg.de).

Самым первым точно датированным колоколом Теофилуса в Германии является действующий колокол из Пфаркирхи (Pfarrkirche) городка Иггенсбах (Iggensbach) в Баварии. Из отлитой на нем надписи известна дата изготовления - 1144 год. Колокол имеет 45 см в высоту. Интересно, что на гербе Иггенсбаха изображен именно этот колокол.

Но, пожалуй, самым известным колоколом Теофилуса является колокол, находящийся в настоящее время в музее колоколов города Апольда (Apolda) в Тюрингии. Его фотографии часто приводятся в публикациях о колоколах (слева, например, иллюстрация из книги Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology"). Этот колокол высотой 63 см и весом 202 кг, был отлит в конце XI - начале XII века мастером Вольфгерусом (Wolfgerus). Он несет надпись "Wolfgerus me fecit" ("Вольфгерус сделал меня") и считается самым старым колоколом Тюрингии. Раньше он звонил в местечке Ашара (Aschara) у города Гота (Gotha). Сейчас это музейный экспонат, но в него может позвонить любой посетитель музея: рядом висит деревянная колотушка. Конечно же, и я позвонила, когда была в этом музее. Поверьте, несмотря на его глуховатый тон, чувство незабываемое. Когда звучит этот старинный колокол, которому почти тысяча лет, кажется, что "прикасаешься" к векам.

Колокола в форме "сахарной головы"

В XII веке форма колоколов получила дальнейшее развитие: вместо колоколов формы "улей" с почти прямыми боковыми стенками стали изготавливаться удлиненные колокола с сильно расширяющейся к низу юбкой. Такую форму называют "сахарная голова" ("Zuckerhutglocke"). Подобный колокол можно увидеть в музее колоколов Апольды. Этот хорошо сохранившийся колокол XII века работы неизвестного мастера имеет диаметр 45.5 см и 58 см в высоту. Раньше он звонил в церкви города Вайденхайн (Weidenhain) у Торгау (Torgau), Саксония. (Слева - фото из книги Margarete Schilling „Glocken. Gestalt, Klang und Zier").

Среди действующих колоколов этой формы стоит отметить траурный колокол из базилики Св. Ульриха (St. Ulrich) в Аугсбурге, Бавария. Он был отлит в 1280 году бенедиктинскими монахами и после колоколов Теофилуса из собора в Аугсбурге является самым старым колоколом аугсбургской епархии. Колокол весит 257 кг и имеет высоту с короной 87 см. Несмотря на солидный возраст, во время второй мировой войны он был предназначен для переплавки. К счастью, колокол сохранился, простояв лихолетье на известном "кладбище колоколов" в гавани Гамбурга. (Фото с сайта kirchenmusik.bistum-augsburg.de).

Готические колокола

Форма и профиль колоколов продолжали совершенствоваться и усложняться, а их вес увеличиваться. Особой новизной формы для XIII века отличался колокол "Осанна" ("Hosanna") из Мюнстера (Münster) во Фрайбурге (Freiburg), Баден-Вюртемберг. Некоторое время он был самым большим колоколом Германии. "Осанну" отлил в 1258 году мастер из района Базеля. Вес колокола 3290 кг, а диаметр 161 см. Почти 600 лет "Осанна" была праздничным колоколом Мюнстера и основой его звонов. В истории Фрайбурга она известна еще как пожарный и сторожевой колокол. За долгие годы службы у колокола износилась внутренняя поверхность в местах удара языка, отчего изменился тон. И с 1842 года "Осанна" уже не могла звонить в ансамбле колоколов Мюнстера и звонила только "соло". В 1989 году она была отреставрирована и снова, как и прежде, звонит в Мюнстере. "Осанна", пожалуй, самый известный колокол Германии XIII века. (Фото с сайта dompfarrei-freiburg.de).

Старейший набор колоколов

Самый старый набор колоколов в Германии до сих пор звонит в приходской церкви Святого Петра баварского города Кастл (Kastl). В состав набора сейчас входит 4 колокола отливки XIII - начала XIV веков. Ранее он насчитывал 5 колоколов, однако один колокол был разбит во время 2-ой мировой войны, от него сохранились только фрагменты. (На снимке с сайта kastl.net - "Кайзерглоке" или "Штюрмерин" - самый большой колокол набора.)

Самый старый колокол набора не имеет имени и называется просто "малый". Точное время его отливки неизвестно, скорее всего, он был отлит в середине XIII века, так как городские хроники сообщают, что колокол звонил уже в 1260 году. Малый колокол весит 200 кг и имеет диаметр 70 см и высоту с короной 75 см.

Следующий по "возрасту" колокол набора - "Petersglocke" ("колокол Петра"), его еще называют "полуденным". Он был отлит в 1312 году в честь покровителя церкви Апостола Петра. Колокол весит 1.3 т, его диаметр - 125 см и высота с короной 122 см.

Третий колокол набора "Frauenglocke" ("колокол Богоматери") был отлит в 1320 году. Этот колокол весит 1 т и имеет 115 см в диаметре и 95 см в высоту (с короной). В 1990 году в теле колокола была обнаружена трещина длиной 40 см. Некоторое время он молчал. После реставрации "колокол Богоматери" снова зазвонил 21 декабря 1995 года.

Четвертый, самый "молодой", колокол набора был отлит в 1322 году Абтом Харманом (Abt Harmann). Он называется "Keiserglocke" ("колокол императора") или "Sturmerin" ("штюрмерин" и в переводе с немецкого имеет несколько значений: "бурная", "штурмовая", "нападающая"; напомню, что в немецком языке колокол - существительное женского рода). В народе колокол зовут "Sturmara".

У "Keiserglocke" интересная история: он был отлит по обету духовенства и знатных граждан Кастла. Повод для обета был следующий. В средневековье германского короля выбирали голосованием князей. В 1314 году мнения князей разделились. Претенденты на престол баварский герцог Людвиг Виттельсбах и богемский король Фридрих III Габсбург разрешили спор только в 1322 году 28 сентября в битве при Мюльдорфе (Muldorf). Победу в ней одержал Людвиг Виттельсбах и стал германским королем (до 1346 г.). Ради этой победы и был дан обет в монастыре Кастла, где собравшиеся ожидали исхода битвы. Колокол был отлит в том же 1322 году и поднят на колокольню монастырской церкви 6 января 1323 года (сейчас это приходская церковь Святого Петра). Колокол весит 3.3 т и имеет 1.4 м в диаметре и 1.6 м в высоту (с короной).

Удивительно, но старый набор колоколов действует и поныне. В полном составе он звонит очень редко: только по большим праздникам в течение 15 минут перед службой. Однако "Sturmerin" можно услышать в четверг вечером, а "Frauenglocke" звонит к молитве каждый день утром, в обед и вечером. В пятницу в 11 часов этот колокол звонит вместе с "Petersglocke", напоминая о распятии Спасителя. В одиночестве "Petersglocke" можно услышать в 15 часов в субботу, кроме того, в воскресенье он отмечает каждый час до воскресной службы. Перед ее началом на 15 минут к нему присоединяется мощный "Sturmerin". Кроме того, "Petersglocke" и "Sturmerin" используются для башенных часов.

Переход к ренессансным колоколам

Однако, вернемся к истории. По мере увеличения размера и веса колоколов все большее внимание стали уделять их благозвучию. Постепенно было обнаружено, что утолщение в месте удара языка, не только предотвращает растрескивание колокола, но и улучшает его звуковые характеристики. Примером весьма совершенного по форме и акустике колокола является "Глориоза" ("Gloriosa") из Эрфурта, Тюрингия, отлитая в 1497 году. Этот колокол можно считать переходным к ренессансным колоколам. Его форма и профиль близки к современным, а замечательный голос более 500 лет глубоко трогает тех, кому доводилось его слышать. "Глориозе" - "Королеве всех колоколов" (так ее называли в Германии) - посвящена отдельная статья сайта. (Фото из книги "Glocken in Geschichte und Gegenwart", Band 2).

Светлана НАРОЖНАЯ
Ноябрь 2003-август 2004


Основные источники:
  • Konrad Bund „Die Entwicklung der mittelalterlichen Glocke vom Signalgeber zum Musikinstrument" („Glocken in Geschichte und Gegenwart", Band 2) - Конрад Бунд „Развитие средневекового колокола от сигнального к музыкальному инструменту" (сборник "Колокола в истории и современности", том 2).
  • Ellen Hickmann „Das heilige Signal. Irische und schottische Handglocken aus der Fruhzeit der christichen Mission" („Glocken in Geschichte und Gegenwart", Band 2) - Элен Хикманн „Святой сигнал. Ирландские и шотландские ручные колокола раннехристианских миссий" (сборник "Колокола в истории и современности", том 2).
  • Albert Schmidt "Geschichte und Symbolik der Glocken"(„Glocken in Geschichte und Gegenwart"", Band 1) - Альберт Шмидт „История и символика колоколов" (сборник "Колокола в истории и современности", том 1).
  • Margarete Schilling „Glocken. Gestalt, Klang und Zier" - Маргарет Шиллинг „Колокола. Образ, звук и украшение".
  • "Münsterblatt" Nr.5, 1998 (журнал „Мюнстерблат")
  • „Glockenmuseum Apolda" („Музей колоколов. Апольда" - путеводитель по музею).
  • Heinz Glade "Erdentiefe - Turmeshöhe" (Хайнц Гладе "Поднятые из земли на высоту башни").
  • Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology".
  • Ю.В. Пухначев "Колокол" (статья из журнала "Наше наследие" № V(23), 1991г.
  • Ф. Гимельфарб „Страницы германской истории".
  • Сайт Catholic Encyclopedia
  • Сайт stadt-koeln.de
  • Сайт kirchenmusik.bistum-augsburg.de
  • Сайт osthessen-news.de (новости от 25.12.2002)
  • Сайт rotary-hersfeld.de
  • Сайт feuerwehr-iggensbach.de
  • Сайт dompfarrei-freiburg.de
  • Сайт glocken-online.de
  • Сайт kastl.net


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100