История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола
- бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян,
евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.
В
споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда
колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно
в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние
колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались
ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как
амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений,
во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой
сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков. Слева - китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э.,
диаметр 50 см;
справа - барельеф на террасе в Персеполисе (Иран), 5 век до н.э.
Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается
хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен
Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках
дворца Ниневии.
Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных
праздникам бога Осириса.
Римляне
применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на
общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы
при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил
также сигналом для поливания улиц в полуденный зной. На снимке - колокол из Геркуланума, 1 век н.э.
У древних греков колокола связаны с оракулом в Додоне. Их также
вывешивали на городских стенах и звонили в них при похоронах.
Наиболее раннее упоминание о колоколах встречается у греческого
географа Страбона (63? г. до н.э.- 19 г. н.э.) и греческого историка
Полибия (212/205 - 130/123 г.г. до н.э.), а несколько позднее их
очень подробно описывает Иосиф Флавий (37г. - ?) в еврейских
антиквариях.
Древние
колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали
отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор,
в основном, в изготовлении колокольчиков для скота (как, например,
в Испании). Здесь представлен колокол Святого Патрика, 5 век, Национальный
музей Ирландии, Дублин
В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол
высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне
означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар
колокола назывался "Преследователь гуляк": после него тушили
городские огни; в Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для
домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную
процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой".
Первое применение колокола для христианского богослужения
приписывают Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431), а
введение "колокольного звона" в католических обрядах - папе
Савиниану (5?? - 604/606).
В
VI веке стали изготавливать колокола в Европе, занимались этим сначала монахи,
потом появились литейные мануфактуры. Интересно, что и сегодня в небольшом немецком
местечке Рамзах, что рядом с городом Мурнау в Баварии звонит колокол, изготовленный
в VIII веке в Шотландии. Он являются
старейшим в Германии. Этот колокол
прибыл с монахами-миссионерами в тогда еще языческую Баварию. А старейшая
мануфактура в мире по литью колоколов "WHITECHAPEL",
почти 500 лет (до наших дней) не прекращающая своего производства, внесена в
"Книгу рекордов Гиннесса". На снимке - колокол Теофилиуса, 11 век, музей колоколов, г.Апольда (Германия)
В Византии колокола появились в конце IX века, когда по просьбе
императора Василия I Македонянина (867 - 886) венецианский дож Орсо
I прислал в Константинополь 12 колоколов для церкви Святой Софии.
На
Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание
предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Но наряду с колоколами,
здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия
заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной
Европы. В XV веке В России появились собственные заводы по отливке колоколов.
А органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим
фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по
всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается
язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило
отливать колокола очень больших размеров. (О размахе колокололитейного дела в России можно судить по фотографии с Нижегородской
ярмарки - иллюстрация справа, слева - било из Валдайского музея колоколов).
К колоколам на Руси относились особо, почти как к живым существам.
Им давали собственные имена ("Царь-колокол"
в Московском Кремле), узнавали по голосам
("Сысой", "Полиелей", "Лебедь" - в
Ростовском кремле), наказывали и ссылали ("Угличский"). Подробнее об истории церковных колоколов - в статье И.В.Стародубцева "Из истории церковных колоколов".
А
еще было типично русское явление - ямщицкие колокольчики. В конце XVIII века
в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый рожок не прижился
на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки
колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый
центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда
связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом.
Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте
Валдайского музея
колоколов
В советские годы тысячи русских культовых колоколов были
варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века
стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных,
станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и
колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих
собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы,
ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.
А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков - и не рассказать.
Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника
и мастера.
Апрель 2002г.
Источники:
М.И. Пыляев "Исторические колокола", Исторический вестник, СПб,
1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике "Знаменитые
колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994).
Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство",
издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983.
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology",
Princeton, New Jersey, USA, 1985.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991.