Недавно мне попала в руки статья Игоря Самарина "Маяки Сахалина". Поскольку родилась
я на Сахалине, а запомнить за первые три года жизни (проведенные там) ничего
не удалось, повышенный интерес к этому острову имеется давно. Но я и представить
не могла, что статья подскажет новую (для меня) колокольную "профессию" : туманные
маяки.
Плавание в островных водах - довольно опасное дело. И когда на
Сахалине основали уголовную колонию, по Высочайшему повелению от 5 мая
1872г. была разработана "Программа усиления маячной части в портах
Восточного океана".
Особое внимание уделялось проливу Лаперуза, плавание в котором
усложняли густые туманы, которые держаться здесь почти всю первую половину
лета. Да к тому же в центре пролива находится скала, которая так и
называется - "Камень Опасности". Моряки, плававшие в водах пролива,
изобрели простой, но не всегда надежный, способ определения скалы в
тумане - выставляли "слухачей", которые должны были уловить рев
сивучей, облюбовавших этот маленький клочок суши.
Первый маяк возвели в 1883г. на мысе Крильон. Для производства
туманных сигналов были установлены двухфунтовая пушка и 20-пудовый
колокол (в 1896г. его сменила пневматическая сирена с керосиновым
двигателем). 1885г. был построен Александровский маяк тоже с
туманным колоколом. В 1995г. был перенесен на новое место Жонкиерский
маяк (огонь предыдущего не был виден из-за верхового тумана). При
маяке имелись сигнальная вышка, колокол и четверть пудовый "единорог"
для подачи туманных сигналов. В 1913г. был построен маяк на Камне Опасности,
рядом с ним - туманный колокол. В 1932г. поставили маяки: на мысе
Елизаветы с автоматическим радиомаяком и колоколом для производства
двухударного звона (два удара в минуту); и на мысе Марии с колоколом,
который в тумане производил 3 двухударных звона в минуту.