Карильон - это музыкальный инструмент, состоящий из набора
колоколов (числом не менее 23-х), настроенных по
хроматическому ряду в диапазоне от двух до шести октав.
Колокола карильона закреплены неподвижно, в них ударяют
подвешенные внутри языки. Языки колоколов при помощи
проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой
и осуществляется управление колоколами. Обычно карильоны
размещали и размещают на церковных или городских башнях.
Искусство игры на карильоне считалось очень престижным и
ответственным и традиционно передавалось от отца к сыну. В
старину выборы городского звонаря-карильонера выливались в
настоящий праздник. В наше время есть несколько школ,
обучающих игре на карильоне.
Современный инструмент в какой-то мере можно сравнить с органом:
музыкант сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным
рядом клавиш в виде рукояток. Карильонер играет, ударяя кулаками
по клавиатуре или ногами по педалям.
Карильон скорее не церковный, а светский инструмент. На нем
"можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко,
романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку
XX века, даже фольклорные мотивы" (Йо Хаазен, директор
Королевской школы карильона в Мехелене, Бельгия). Большое распространение
карильон получил в Западной Европе и Северной Америке. С 1978
года существует Всемирная карильонная федерация.
Краткая история карильона
Первые карильоны, которые датируют приблизительно
V веком до н.э., были обнаружены археологами в Китае
(В 1978 году при раскопках в провинции Хубей был найден
набор из 65 колоколов диапазоном 5 октав, датируемый
V веком до н.э.).
В Европе (Северная
Франция и Нидерланды) карильоны известны с XV века.
В начале наборы колоколов появились на башенных часах (в
конце XIV века), но затем приобрели и самостоятельное
значение в качестве музыкального инструмента. В старых
хрониках первое упоминание об исполнении "мелодий на
колоколах" датируется 1478 годом. Именно тогда в городе
Дюнкерк был опробован набор колоколов, на котором Ян ван
Бевере (Jan van Bevere) к удивлению и удовольствию
присутствующей публики воспроизвел даже музыкальные аккорды.
Яна ван Бевере называют также изобретателем клавиатуры для
колокольной игры. Из тех же хроник известно, что в 1481 году
некий Дваас (Dwaas) играл на колоколах в Аальсте, а в
1487 - Элизеус (Eliseus) в Антверпене. Однако не
известно, каким составом колоколов управляли музыканты,
скорее всего, это были так называемые глокеншпиль
(Glockenspiel - дословно: колокольная игра) с небольшим
набором колоколов. В 1510 году упоминается инструмент с
музыкальным валиком и девятью колоколами из Ауденаарде
(Oudenaarde). А через 50 лет появился даже передвижной
карильон. Дальнейшее развитие инструмента шло в сторону
увеличения числа колоколов. Одни и те же колокола на башнях
практично использовались для игры посредством клавиатуры
(как карильон) и для механического звона (как куранты).
Нельзя не признать, что карильон очень дорогой инструмент,
поэтому трудно было ожидать его широкого распространения.
Однако бурное развитие региона Северного моря и больших
торговых городов дало финансовую основу для развития
карильонного дела в XVI - первой половине XVII века.
Карильоны были построены в городах Аденанде, Лёвене,
Тертонде, Генте. Постепенно увеличивалось число колоколов в
карильонах, совершенствовалась клавиатура, что существенно
облегчило работу карильонера. Обзавелись карильонами Мехелен
и Амстердам (и не одним!), затем Делфт. Во второй половине
XVII века в Голландии особой известностью пользовались
карильоны работы братьев Франца и Петера Хемони. В литературе
есть сведения, что первый хорошо настроенный карильон с
клавиатурой и слаженным звучанием 51 колокола был
построен ими в 1652 году в Голландии. (На фотографиях -
клавиатура и некоторые колокола старого, в настоящее время
уже не действующего, карильона XVII века работы Хемони,
который можно увидеть в башне Западной церкви Амстердама.)
Но как только начались торговые войны между Голландией и
Англией, а затем, во 2-ой половине XVII века, еще и
война за испанское наследство, благополучие региона резко
упало. В начале XVIII века наступил экономический спад, и
как следствие этого - падение интереса к карильонам и литью
колоколов.
Ренессанс для карильонов наступил в конце XIX века. Особую
популярность имели тогда концерты, которые давал летними
вечерами Жеф Денин (Jef Denyn) на знаменитом карильоне
мехленского собора. (Сейчас карильонные концерты в Мехелене
проводятся в субботу, воскресенье и понедельник, это уже
давно стало городской традицией.) Проявила интерес к
карильонам и Америка, узнав о них... из прессы. 2-ая
мировая война помешала дальнейшему расцвету карильонного
дела. Но забыты карильоны не были.
Немного статистики
Как считают, за все время было построено около 6 тысяч
карильонов. Большинство их погибло во время войн... Сейчас
в мире насчитывается около 900 карильонов. Самый большой из
них (по весу: 102 тонны бронзы!) находится в Нью-Йорке
в Риверсайд-церкви Рокфеллеровского мемориала. Он состоит
из 74 колоколов, самый большой колокол имеет 3,5 метра
в диаметре и весит 20,5 тонн. Но это только третий
карильон мира по числу колоколов. Инструмент, имеющий
больше всего колоколов - 77 - расположен в Бломфельд Хилз
(Bloomfield Hills), США; за ним следует карильон Халле (Halle),
Германия, имеющий 76 колоколов.
Еще немного "карильонной статистики" с точки зрения
географии: в Голландии насчитывается, более 180 карильонов
(только в одном Амстердаме 7, не считая мобильного), в
Бельгии - их около 90, во Франции - 53, в Германии - 35,
в США - по меньшей мере 157… Передвижных карильонов
в мире не менее 13. (На фотографиях - два карильона
Амстердама: слева - Монетная башня, справа - колокольня
Южной церкви).
Мехелен - столица карильонной музыки
Признанная столица карильонной музыки - бельгийский город
Мехелен (Mechelen, или Малин,
как его называют по-французски,
от французского имени этого города в России и пошло
выражение "малиновый звон"). В Мехелене проводится самый
престижный международный конкурс, который носит имя
бельгийской королевы - "Королева Фабиола", здесь проходят
самые представительные фестивали и концерты колокольной
музыки, а также научные конференции, посвященные
теоретическим проблемам этого искусства. В Мехелене
действуют 4 больших карильона, в которые входят
197 колоколов. Три из них размещены в звонницах
городских соборов, четвертый - передвижной - установлен на
деревянной площадке с колесами, его выкатывают на площадь
во время праздников. В этот карильон входит самый старый
колокол Мехелена, отлитый еще в 1480 году. Интересно, что
настройка карильонов до сих пор происходит по старинке -
не по камертону, а по звуку скрипки.
В Мехелене находится Королевская школа карильона, которая
была основана в 1922 году и называется "Жеф Денин" - по
имени своего основателя и первого директора.
Здесь постигают искусство игры на карильоне музыканты из
многих стран мира. В 1992 году впервые сюда приехали учиться
студенты из России. Обучение карильонеры проходят
индивидуальное, и его полный курс длится шесть лет. Еще
одна школа игры на карильоне находится в Голландии в Утрехте.
(Два фото к этому абзацу взяты из информационной брошюры
Школы, см. "Источники" ниже.)
Карильон в России
В России первый карильон появился благодаря Петру I, который заказал
в Голландии двое механических курантов и карильон в 35 колоколов.
Но запеть голландский карильон смог только четверть века спустя.
Это произошло в Петербурге на колокольне Петропавловского собора.
К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица
Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов.
Его установили в 1776 году, но в 1856 году карильон расстроился,
и в 1858-ом его частично демонтировали: были сняты клавиатура и
часть колоколов. После революции карильон был практически уничтожен.
Королевская школа карильона в Мехелене создала международный проект "Восстановление
Петропавловского карильона", вдохновителем и основной "движущей
силой" которого стал Йо Хаазен, нынешний директор школы. Проект
помог найти более 350 спонсоров, и в результате незадолго до своего
300-летия Санкт-Петербург получил прекрасный подарок - новый карильон
из 51 колокола, общий вес которых - 15 тонн. Самый большой
колокол весит 3075 кг, самый маленький - 10 кг. Литье,
установку и настройку карильона осуществила Королевская литейня
"Петит и Фритцен" ("Petit and Fritsen", Нидерланды). Первый карильонный
концерт на новом инструменте состоялся в Петербурге 15 сентября
2001 года.
Теперь
на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый фламандский
карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона
XVIII века (они будут "работать" как куранты) и православная звонница
из 22-х колоколов, всего 91 колокол!
2 августа 2007 года нам с мужем довелось присутствовать на концерте Йо Хаазена,
который он давал в рамках Международного фестиваля "Душа колокола", проходившего
в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Нам удалось не только услышать
интересную программу в исполнении замечательного музыканта, но и подробно
осмотреть новый карильон Петропавловского собора и выставленные на его
колокольне уцелевшие колокола старых инструментов. После своего
выступления профессор Хаазен любезно подписал программу концерта, мы
познакомились с ним в реальности (ранее контактировали лишь по интернету)
и тепло побеседовали. Жаль, что этот концерт завершал программу выступлений, и
Йо Хаазен вскоре уезжал из Петербурга.
К своему 300-летию Петербург получил еще один карильон - на
Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на
которой установлены 23 карильонных колокола с автоматическим
управлением от компьютера и 18 русских неавтоматических
колоколов. Автор проекта арки-звонницы московский
архитектор Игорь Гунст. Карильонные колокола для нее отлиты
тоже фирмой "Петит и Фритцен" . По замыслу
создателей здесь будет звучать духовная и светская музыка,
а также русские колокольные звоны.
Современный передвижной карильон
Пожалуй, последним достижением в карильоностроении является
конструкция оригинального мобильного карильона музыканта из
Нидерландов Будивижна Зварта, карильонера Амстердама.
Этот карильон был изготовлен в 2003 году и состоит из 50-ти
колоколов весом от 8 до 300 кг, общий вес которых около
трех тонн. Колокола компактно размещены на специальном
прицепе. Прицеп небольшой и может перемещаться даже
легковой автомашиной. Более того, этот карильон при
необходимости может быть разделен на три части и, таким
образом, сравнительно легко доставлен в любое помещение.
Одни из первых концертов на этом карильоне Б. Зварт дал во
время музыкального фестиваля в Дрездене (Германия) с 19 мая по
15 июня 2003г. Концерты проходили на открытых площадках
города. Программа концертов была весьма разнообразна, в
частности исполнялись произведения И.С. Баха, Моцарта,
Вивальди, Корелли, Шуберта и Глюка, а также импровизации на
темы нидерландской народной музыки и мелодии русских
народных песен.
Карильон "спустился" с башни на землю и стал ближе к людям.
И поскольку далеко не каждый город обладает стационарным
инструментом, мобильный карильон - это возможность услышать
колокольную музыку практически в любом месте…
Карильон г. Нейпервилль (США)
Карильон города Нейпервилль (США), находящегося неподалеку от Чикаго, - один
из крупнейших в мире: его колокольная "аммуниция" насчитывается
72 колокола, т.е. охватывает шесть полных октав. Самый тяжелый
колокол - "Big Joe" - весит около шести тонн.
Суммарный вес колоколов - 32.5 тонны. (Фото: Александр Харьковский)
История инструмента начинается
с 1997 года, когда группа жителей города решила
установить в Нейпервилле карильон в честь приближавшегося начала нового
тысячелетия. С этой целью был образован специальный фонд, названный Фондом
карильона тысячелетия (Millennium Carillon Foundation), который занялся сбором
пожертвований. Инструмент был готов в 2000 году, а башня для карильона была
сооружена в сотрудничестве с городскими властями в 2007 году. В июле 2007 года
весь комплекс (Naperville's Millennium Carillon in Mozer Tower)
вступил в строй и был открыт для доступа публики.
Светлана НАРОЖНАЯ
2002 - август 2007,
июнь 2009
Источники:
"The Jef Denyn' Royal Carillon School Mechelen"
("Королевская школа карильона в Мехелене") - информационная
брошюра.
7 апреля 2007 года.
На сайте "Телеграфа" - ежедневного познавательного
интернет-издания, приложения к журналу "Вокруг света" опубликована моя статья
"Звонкоголосый тяжеловес",
частично основанная на материалах этой страницы сайта, а также
на материалах и впечатлениях наших путешествий по Бельгии и Голландии.