Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Антверпен

Антверпен - сложный город: мы въезжали в него почти два часа в три приема. (Порадуюсь за Вас, если сделаете это быстрее… См. фрагмент плана города.) Еще в Брюгге знающие люди нам посоветовали не связываться со сложными развязками на кольцевой дороге, а постараться не промазать в туннель. Легко сказать… В туннель мы не промазали, но затем, несмотря на наличие довольно подробного плана города, дорога неожиданно разтроилась, и мы вылетели на злополучное кольцо. Короче, с третьей попытки мы оказались в антверпенских гаванях, где-то между номером 600 и 1000 (всего их, кажется, тысячи три…). Пятница, вечер… Нигде ни души. Куда ехать - не понятно, спросить некого… А время неумолимо движется к 22 часам - крайнему сроку регистрации в отеле… (Тут нам стало понятно, почему недорогую "Формулу-1" удалось заказать только в Антверпене: просто не все до нее доезжают…)

На наше счастье на дороге показался запоздалый автомобилист, он-то нас и выручил. Оказалось, что мы были совсем недалеко от нашего отеля. За 20 минут до окончания регистрации мы успели заселиться, более того, за 10 минут до крайнего срока даже попасть туда, где еще кормят в это время в этой части города (а именно в ресторан соседнего "Новотеля")… Вот это был кайф! Только когда нам принесли ужин, поняли, что зверски хотим есть :)…

Утром, после вполне стандартного и прозаического завтрака (ах, Лёвен!), отправились осматривать достопримечательности. Нашли автостоянку поближе к центру. Пока шли от нее к историческому центру города, впечатления на нас Антверпен не произвел: застраивался он, как любой портовый город, несколько сумбурно: рядом с великолепным барокко высились безликие стеклянно-бетонные дома. Но чем ближе к центру, тем это соседство "старого" и "нестарого" становилось все реже, а улицы все уже...

Довольно быстро мы вышли к великолепному собору Богоматери. Более тысячи лет антверпенцы почитают Богоматерь еще и как покровительницу города. Уже в IX веке на месте этого собора находилась небольшая церковь, посвященная ей. В XII веке здесь построили романскую церковь, а в 1352 году началось строительство собора, который стал самым большим в Нидерландах. Его строительство было закончено почти 170 лет спустя (в 1521 году). Башни достраивали позже. В 1533 году случился сильный пожар, южная башня тогда еще не была окончена, и ее строительство было отложено, как оказалось, навсегда. А стройная северная башня 123-х метров в высоту, будто сотканная из каменных кружев, и сейчас самая высокая в Бельгии (в Брюгге у церкви Богоматери башня высотой 122 метра).

Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся. Он "объединяет в себе стили разных эпох: готической, ренессанс, барокко, рококо и никогда не принимает окончательную форму". Собор очень красив и снаружи, и внутри. Совершенно фантастически над средокрестием (пересечением главного нефа с трансептом) будто парит большой крест.

Четыре великолепные работы Рубенса украшают собор: "Воздвижение креста", "Снятие с креста", "Воскресение Христа" и "Вознесение Марии". Незабываемы изящная статуя "Мадонна и дитя" неизвестного "мастера мраморных мадонн" и лик Христа, выполненный в невероятной технике - масло по мрамору (XV век). В небольшой капелле левого придела храма находится очень почитаемая статуя "Антверпенской Богоматери" неизвестного скульптора. Деву Марию и маленького Иисуса периодически облачают в разные одежды, говорят, гардероб у них замечательный.

Без всякой натяжки, это замечательный художественный музей, а не только собор. И еще очень понравился не помпезный памятник строителям собора, расположенный справа от главного входа прямо у стены храма.

После собора мы отправились на главную площадь города Grote Markt (Большой Рынок) с ратушей, каре красивых домов гильдий и цехов старого Антверпена (они были отреставрированы по первоначальным планам) и фонтаном Брабо (1887 года) в центре. Фонтан изображает атлета, бросающего… кисть руки (справа внизу).

Согласно легенде в давние времена вход в гавань на месте теперешнего порта Антверпена охранял злой гигант Антигон. За вход в гавань он брал дань, а тем, кто не мог заплатить, отрубал руку и выбрасывал в реку. Римский легионер Сильвиус Брабо победил тирана, снес ему голову, а потом осек руку и выбросил ее в Шельду. Этого Брабо и считают основателем города. Одна из версий названия "Антверпен" - это "hand" - рука, "werven" - кидать, т.е. "выброшенная кисть руки". (Добавлю, что символом города является дружески раскрытая ладонь.) Сначала площадь была почти безлюдна, но потом на нее с большим шумом и помпой вырулила мусульманская свадьба. И мы поспешили дальше…

На площади Groenplaats (недалеко от собора Богоматери) установлен памятник Рубенсу, выполненный в 1843 году скульптором Гифсом (Geefs). Вообще, в Антверпене много памятников художникам. Дом-музей Рубенса мы посмотрели только с улицы: внушительно, но скромно… и ахнули, заглянув в роскошный внутренний двор… Однако нас ждал Королевский музей изобразительных искусств, где опять-таки очень интересовали нидерландские примитивисты. Сделав над собой усилие, отправились к ним.

Антверпен - город большой, путь к музею занял немало времени, а расстояние ощутили ноги… Королевский музей располагается в строгом здании в стиле неоклассицизма, к его входу ведет внушительная лестница, на которой упражнялись велосипедисты-экстремалы… У каждого свой путь к искусству…

Попав в музей, мы забыли обо всем... Собрание там великолепное. Две работы Яна ван Эйка: "Мадонна у фонтана" в невероятно синем плаще и "Святая Барбара" на фоне недостроенной Бельфорт в Брюгге... "Портрет мужчины с римской монетой" Мемлинга… Три его большие работы сейчас на реставрации. Реставрационный зал, отделенный от зала Мемлинга стеклянной перегородкой, был закрыт, но на мониторе показывали, как проходит реставрация.

"Мадонна и дитя с ангелами" француза Фуке. Это 1450 год, а не авангард! Фарфоровые Мадонна с маленьким Иисусом и резко контрастные красные и синие ангелы… Невероятно! (Репродукции этой картины я раньше считала неудачными, поскольку просто поверить не могла, что такое было возможно в XV веке.)

Время пронеслось незаметно. Помятуя, как трудно нам въезжалось в город, решили не затягивать с отъездом, поскольку хотели заехать в Мехелен - столицу карильонной музыки. Итак, в Мехелен.

Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)



На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100