Новости сайта
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки

Мой баннер

Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Крит, август 2003

Дневниковый стиль, как мне кажется, дисциплинирует повествование, поэтому я воспользуюсь им и на этот раз. А для объяснения, почему мы изменили любимой Тоссе де Мар - небольшое вступление.

Конец весны - начало лета 2003 года выдались проблемными: младший сын заканчивал русскую школу (учась экстерном), решал, где учиться дальше, поступал в институт… Когда все это было позади, сразу почувствовали - нам нужен отдых. И хотя таким важным делом, как выбор места отпуска и заказ путевок, в Германии занимаются сильно заранее (а была уже вторая половина июля), мы решили рискнуть, правда, без особой надежды. Выручил нас все тот же "Rantzsch". Сын хотел остров; я, если уж остров, то Корфу (из любви к трилогии Джеральда Даррела); мужу было более менее все равно. Поскольку на острова "только самолетом можно долететь" (хотя, наверно, можно и морем, но таких предложений не оказалось), да и время нас поджимало: была всего неделя, поэтому все упиралось в наличие авиабилетов, а потом уже путевок. То и другое было на Крит. И все это дело называлось eine Überraschung (т.е. неожиданность или как повезет, а по-нашему "кот в мешке"), так как конкретное место и отель не были известны. Посоветовавшись, мы посчитали, что Крит - неплохой вариант, да еще с авантюрным уклоном… И решили - едем!

01.08.2003.
Все началось почти нормально: вылет задержался на 45 минут. Аэропорт в Ираклеоне (Гераклеоне), главном городе Крита, не очень большой. Самолеты сюда спешили со всей Европы и садились друг за другом с интервалом минут в 10, поэтому в аэровокзале стоял разноязыкий бедлам. Багаж не спешил, а сумерки сгущались с чисто южной быстротой. Нас должен был ждать представитель фирмы "Neckermann". Ждал, и не только нас: таких, как мы, туристов с "неожиданностью" оказалось числом с солидный автобус. Мы получили название отеля "Acrogialli" ("Акрогиали") в городе Малия (30 км от Ираклеона). На наше замечание, что у нас не отель, а apartmens (т.е. квартира с кухней), девушка от "Neckermann" неуверенно сказала: "так написано…" и мы стали готовиться к худшему. В полной темноте (было 10 вечера) автобус повез "неожиданную" публику по "котам в мешке".

Не знаю, как у других, но наш "кот" оказался отличным: квартира (на 4 человека) с двумя просторными комнатами, небольшим, но вполне достаточным кухонным уголком (электроплита, посуда, холодильник) и двумя огромными балконами-террасами. Все это занимало третий и последний этаж небольшого коттеджа. Первым делом достали купальник, плавки и полотенца - и к морю. "Акрогиали" стоит прямо на берегу, так что море искать не пришлось. В темноте казалось, что ступаешь по шелку, таким нежным оказался песок пляжа. Море было потрясающе тихим и теплым, а вокруг ни души, казалось, что все это снится… Красота!

Вообще-то наше место тихое. Но особенность жизни здесь такова (как, впрочем, и на любом курорте), что гулеж начинается поздно вечером, когда спадает жара. Кондиционер у нас почему-то не работал, поэтому пришлось настежь открыть окна и дверь на балкон. Однако свежий воздух Малии принес и шумы ночи: оглушительно стрекотали кузнечики и мотороллеры. Спалось под этот аккомпанемент плохо…

02.08.2003. День первый.
Режим обычный: с утра пораньше море, потом завтрак; море, обед и сиеста; опять море, затем "вечерний город и поесть", как говорит Миша. В семь утра здесь, как и в Тоссе, на пляже ни души. Почти весь берег - это песчаный пляж, уставленный зонтами и удобными лежаками, однако небольшое местечко для волейбола все-таки нашлось. Солнце нешуточное. Вечером опробовали критскую кухню и вино. Миша, как всегда, увлекся экзотикой и заказал рыбу-меч, которая значилась в меню с пометкой "если поймают". Похоже, в тот день и рыбакам, и Мише сопутствовала удача.

На город сил уже не хватило. Кондиционер починили, и ночью мы спали "без задних ног" (а может, и без передних…).

03.08.2003. День второй или "Полет на парашюте".
Кроме моря в этот день, осваивали окрестности. Малия - курорт, тянущийся на несколько километров вдоль берега и славящийся на Крите одним из лучших песчаных пляжей (песок здесь мелко-мелкозернистый и почти белый). Побродив по городу, порадовались, как нам повезло: комплекс небольших трехэтажных коттеджей "Акрогиали" расположен в удивительно тихом уголке, на больших же улицах Малии бушует жизнь, а с ней куча народу и неизбежный шум. Полно местечек, где можно взять напрокат машину, мотороллер или багги - симпатичный драндулетик о четырех колесах. Мотороллеры и багги популярны чрезвычайно, молодежь с восторгом носится на них по всему городу. Вечером опять ели что-то чисто греческое, я запомнила только название своего блюда - мусака (слоеное тесто, в котором запечены молотое мясо со специями, баклажанами, цукини и томатным соусом).

Этот день еще можно было бы назвать парашютным… Сыну после острых экзаменационных ощущений срочно требовался сброс адреналина. С прошлого года ему покоя не давал скутер. Альтернативой ему был только парашют, на который мы и решились (парашют хотя бы привязан 120-ти метровым тросом к лодке…).

И Миха полетел. Я обмирала на берегу, однако все обошлось :). Сын был очень доволен.

Да и муж, по его словам, отлично покатался на катере, который тащил парашют. На катер Володя отправился, чтобы "задокументировать" Мишин полет, однако фотографировать с бешено скачущего по волнам катера оказалось непросто, но несколько кадров все-таки получилось.

04.08.2003. День третий.
Согласно путеводителю, на Крите 300 солнечных дней в году. Утром третьего дня мы в этом сомневались: небо в тучах, в наших Палестинах в подобном случае обязательно идет дождь. Ан нет. Тучи унесло, и солнце исправно заняло свое место. Вчера Миша посетовал, что море слишком спокойно, никаких тебе волн - даже неинтересно. Так сегодня, пожалуйста, волны. Легкий бриз сменился средним ветром. И это было даже хорошо: не так жарко. Назавтра решили ехать на экскурсию в Кносс - древнюю столицу Крита.

05.08.03. День четвертый или "Древний Крит".
Море ревет уже с утра, но все равно купаемся. Рано: уже в 8.30 у нас экскурсионный автобус, а день моря терять не хочется. К автобусу нас доставили на такси, чтобы этот монстр не маялся по узким улочкам, потом уже на автобусе поехали за остальной публикой, которую собирали еще в трех городках. Экскурсии на русском языке из Малии не было, пришлось довольствоваться английским (к счастью, экскурсовод была с четкой дикцией, так что и я кое-что понимала).

Крит - место самой древней высокой цивилизации в Европе (расцвет 1900 - 1350г.г. ДО нашей эры!), Греция, Рим и все остальное было потом. Долгое время история Тезея, танцы с быками, Минотавр и Лабиринт считались красивыми легендами и только. Своим открытием чудесный мир минойской цивилизации обязан сэру Артуру Эвансу (1851 - 1941) - английскому археологу, в 1903 году открывшему кносский дворец, который имел поразительное для тех времен устройство: 5 этажей (два из них подземных с хранилищами и кладовыми), 1500 комнат (!), систему вентиляции и канализацию. Видимо греки, попадавшие сюда, никогда не встречали чего-либо подобного - отсюда и возникла легенда о Лабиринте. На одной из стен дворца была обнаружена ставшая теперь знаменитой фреска "Танец с быком".

Не так давно я с удовольствием прочитала книгу Мари Рено "Тезей", написанную во второй половине ХХ века уже с учетом этих археологических открытий и находок, но даже и представить не могла, что книга буквально оживет у меня перед глазами… Даже для не очень подробного осмотра того, что осталось от кносского дворца, нам потребовалось более двух часов.

Художественный уровень минойской эпохи на Крите поражает: все, что было здесь позже, гораздо проще и даже примитивней. Стоит только сравнить мелкую пластику и керамику минойского и микенского (более позднего, греческого) периодов.

Меня просто поразил осьминог на минойской вазе (она внизу слева, а правее нее - более поздняя ваза микенского периода с тем же сюжетом).

Все это мы увидели уже в Археологическом музее Ираклеона. Там же находятся оригиналы всех фресок, обнаруженных в кносском дворце, в самом же Кноссе теперь копии. Одна из фресок - "Дамы в голубом" - просто заворожила меня. Как сказано в путеводителе, такое изящное положение рук, как на этой фреске 15 века ДО н.э. (!), появилось вновь только в искусстве эпохи Возрождения. Я очень довольна, что отыскала на Крите колокольчик для своей коллекции с фрагментом именно этой фрески (он справа вверху).

В музее впечатлили ритуальные секиры и бронзовые денежки (по 35 кг каждая, наверняка в ту эпоху начисто отсутствовали карманники, впрочем, в карман такую "денежку" и не положишь).

После музея у нас было 1,5 часа свободного времени. Мы посвятили их венецианской части города. После падения мощной древней цивилизации (причины ее исчезновения так до конца и не ясны) удобно расположенный в Средиземноморье Крит стал лакомым кусочком для завоевателей. Кого здесь только не было: дорийцы, мавры, Византия, Венеция, турки… Венецианцы построили отличную крепость на входе в гавань и мощные бастионы (они позволили впоследствии Ираклеону 21 год (!) противостоять осаде турок).

Кроме крепости и стен, город украшают венецианская Лоджия (некогда место собраний и отдыха местной знати), здание городского совета, католическая церковь Св. Марка и фонтан Морозини. Фонтан работает очень редко, и во всем блеске нам его увидеть не удалось, а Лоджия не так давно отреставрирована, только голубей там слишком много (как и их помета…).

Переполненные впечатлениями и благоговением перед "пылью веков", вернулись в Малию. И к морю…

06.08.03. День пятый.
Это не море, а сплошное джакузи. Волны сбивают с ног, крутят, вертят и стаскивают купальники и плавки… Напрыгались до головокружения так, что штормило весь вечер. Песка в карманах и разных закоулочках купальных принадлежностей нанесли домой порядочно.

Вечером выбирали сувениры. Здесь из великое множество. Крит с древних времен славится своей керамикой. Очень популярны здесь уменьшенные копии старинных ваз с сертификатами о том, что оригиналы находятся в Археологическом музее Гераклеона, Минотавры, греческие маски, тарелки, панно. Многое делают прямо у тебя на глазах.

07.08.03. День шестой и последний полный …
Завтра утром отъезд, поэтому купаемся по максимуму. Море волнуется, но плавать можно (мне уже поднадоело прыгать козой и ловить купальник). Говорят, три вещи не могут надоесть: смотреть, как горит огонь, как течет вода и как работает другой человек… Я бы добавила еще: и слушать, как шумит море.

Вечером пошли в увитую виноградом таверну "Made in Greece", которую облюбовали еще накануне. И не пожалели. Последняя точка в этом путешествии удалась: греческая мясная кухня не разочаровала, а гирос - вот это был гирос! И домашнее вино в глиняном кувшине было лучшим, из того, что мы пробовали на острове. В завершение трапезы нам принесли от заведения по крошечной рюмочке ракии (греческой водки, настоянной на сосновых почках) с интересной закуской: кусочками арбуза на шпажках… Сытые и довольные пошли собирать пожитки.

08.08.03. Утро. Отъезд.
Утром, конечно, купались. Волшебно вставало солнце. Море мирно шелестело: "не уезжай!"… Плескались до последнего, потом быстренько покидали мокрые купальники и полотенца в сумку - и на выход. Автобус пришел вовремя, хотя на этот раз мог бы и не торопиться, самолет улетел тоже в срок… Вот мы уже в воздухе, а в дымке под крылом - прекрасный гостеприимный остров. Спасибо, Крит! И, надеюсь, до встречи…