Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Санкт-Петербург - 2007

Галине Сотниковой - нашему доброму другу
и гостеприимной хозяйке в Петербурге

Писать о Петербурге - дело нелегкое. О нем написано столько и такими авторами, что оторопь берет. И все же… Город настолько фотогеничен, что затеять этот опус стоило хотя бы ради одних питерских фотографий. (Фотографии, как обычно, сделаны мужем Владимиром.)

Отпуск мой из-за цейтнота на работе все откладывался и откладывался, семейные планы сначала рушились, а потом даже не строились… Но надежда оставалась. И несмотря на то, что белых ночей в августе нам уже почти не доставалось, а все питерские театры разъехались на гастроли, мы с мужем все-таки махнули в Северную Пальмиру при первой же возможности.

И очень удачно. Потому что именно в день нашего приезда (02.08.07) профессор Йо Хаазен, директор королевской карильонной школы в Мехелене (Бельгия), давал последний концерт сезона в Петропавловской крепости на карильоне, подаренном Санкт-Петербургу к 300-летию. Я очень хотела послушать карильон в концертном варианте (в автоматическом режиме слушала в Бельгии и Голландиии), но информация на сайте крепости гласила: последний концерт Йо Хаазена 30-го июля, затем следует пауза, и лишь с 6-го августа концерты дают его ученики из России. Мы попадали в паузу… Однако побывавший в Питере незадолго до нас сын Михаил сообщил, что на Хаазена мы все-таки успеем (Миша был в Петропавловской крепости на его концерте и узнал, что его последнее выступление будет все-таки 2-го августа то ли в 8, то ли в 9 вечера). Поэтому поход по Петербургу в первый день мы начали с Петропавловки, чтобы выяснить, когда же именно начало концерта.

Милая девушка в Ботном доме, в котором была сосредоточена основная информация, затруднилась ответить (там было сразу два противоречивых объявления: одно - концерт в 21, другое - в 20 часов), но очень прониклась, оставила свои дела и пошла выяснять суть дела в администрацию. Вернувшись минут через тридцать (!), она сообщила, что начало все-таки в 20 часов. Выяснив это, мы отправились дальше, перейдя Неву по Троицкому мосту, украшенному дивными фонарями. Расклад был таким: Летний сад - Музей музыкальных инструментов - где-нибудь поесть - передохнуть после дороги - и вечером концерт.

Летний сад на удивленье не кишел туристами, а был тих и прекрасен. Почему-то в саду расположен монументальный памятник баснописцу Крылову… Но фотографировались все у Аполлона… Музей музыкальных инструментов нам подсказал литаврист Мариинского оркестра и коллекционер колокольчиков Михаил Песков, за что ему большое спасибо: сами бы мы вряд ли догадались туда отправиться. Музей находится в роскошном дворце Шереметьевых на Фонтанке. Музыкальных инструментов там тьма, но меня больше влекли колокола. В музее представлена небольшая звонница, витрина с декоративными колокольчиками (где можно увидеть, например, колокольчик с декором "Четыре евангелиста") и пара восточных колоколов приличного размера. Пока дивились на инструменты "всех времен и народов", из приоткрытого окна дворца потянуло съестным. Мы обратились к смотрительнице музея с вопросом, где тут можно поесть? Она спросила: "Вам дорого или демократично? Если демократично, то надо выйти из музея, пройти вдоль фасада дворца, выйти через боковые ворота и проходными дворами выйти на Литейный, а по нему к "Чайной ложке"". Так мы попали в знаменитые питерские проходные дворы… Ах, какой контраст с барской усадьбой! Зато живо добрались куда надо, пройдя мимо дворцового флигеля, в котором жила Анна Ахматова, и где сейчас находится её музей.

Вечером в компании с нашей доброй хозяйкой Галиной Сотниковой отправились на концерт. Сначала забрались на колокольню Петропавловского собора и осмотрели новый карильон, состоящий из 51-го колокола. Инструмент удивительно компактно смонтирован. Выставлены и колокола старого карильона, которые не задействованы в часовых курантах.

Тут начался концерт, и мы спустились вниз, где на площади перед собором установлены скамьи для слушателей. Программа была разнообразной: европейская музыка, "Танец маленьких лебедей" Чайковского, а бисировал музыкант обработкой песни "Что так сердце растревожено…". После концерта маэстро спустился вниз и раздавал автографы. Тут-то и произошло наше знакомство в реальном мире (ранее мы связывались по Интернету, господин Хаазен некоторое время назад рецензировал мою статью "Карильон" для сайта), он знает мой сайт, сказал о нем добрые слова, и мы запечатлелись на память. Спокойная прогулка по городу к нашему гостеприимному пристанищу завершила наш первый день в Петербурге.

Погода к нам благоволила почти всю поездку, но мы-то этого не могли знать наперед, поэтому на следующий же день решили: пока светит солнце отправиться в Царское Село. Екатерининский дворец сиял голубизной и золотом. Очередь неорганизованных туристов вилась до середины фасада (кстати, неорганизованных пускают лишь с 12 до 14 часов).

Пока суд да дело осмотрели выставку фарфора венгерской мануфактуры "Херенд", которая проходила в Зубовском крыле дворца. Фарфор замечательный и сама выставка прекрасно оформлена. Она достойна отдельного рассказа, но об этом позже… Колокольчики жалуют не все "фарфоровые гранды", но "Херенд" выпускает не менее семи видов колокольчиков (именно столько их было представлено в магазинчике выставки). Один, как мне кажется, самый необычный и изящный, я и приобрела для своей коллекции, см. "Новости сайта" от 31.08.2007г.

Любуясь фарфором, мы чуть не прошляпили свою очередь во дворец. Но все обошлось. Залы дворца слепили позолотой, анфилада покоев все длилась и длилась, и, когда дело дошло до знаменитой янтарной комнаты, ожидаемого восторга сразу как-то не последовало. Только постояв и всмотревшись в мягкое свечение янтаря, понимаешь, какая виртуозная и восхитительная работа перед тобой. Но в комнате долго не держат… Екатерининский дворец был представительской резиденцией. В нем никто из самодержцев не жил, может быть, именно поэтому он почти не пострадал после революции, но что же с ним сделали фашисты… Фотографии сгоревшего и разграбленного дворца ужасны. Потрясает, какую громадную работу провели реставраторы, чтобы возродить шедевр Растрелли.

После дворцовых покоев отправились гулять по знаменитому Царскосельскому парку. Камеронова галерея, "Девушка с кувшином", которой посвятил стихи Пушкин, романтичные мостики и беседки. Мы освоили лишь часть парка и, умиротворились на природе, вернулись в Петербург: на вечер было запланировано цвето-музыкальное фонтанное шоу, см. фото.

Третий день был днем встреч с коллекционерами. Я признательна Ирине Сотниковой, коллекционеру наперстков и моему давнему интернетному визави, за предложение места встречи, которым стала Александро-Невская Лавра. После встречи и теплой беседы с Ириной мы с мужем зашли в Свято-Троицкий собор, а затем посетили оба лаврских некрополя: XVIII и XIX веков. Поклонились могилам Ломоносова, Карамзина, Достоевского, Чайковского… Правда, только постояли у Покровской церкви, в которой под плитой с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов" покоится прах легендарного полководца.

У лаврских ворот состоялась следующая встреча дня - с коллекционером колокольчиков Виктором Колобовым. Он не только показал свою интересную коллекцию, но и предложил отвезти нас на машине в Кронштадт, за что мы ему очень благодарны: Кронштадт в виду удаленности в наши планы до предложения Виктора никак не вписывался. По дамбе до города-крепости мы доехали довольно быстро. Строгий причал с учебными кораблями, памятник Петру, мощный Морской собор, фасад которого сейчас находится на реставрации. Но реставрация не помешала впечатлению: византийский стиль, прекрасная резьба по камню, строгая решетка с якорями. К сожалению, собор был закрыт, и внутрь мы не попали.

Еще одним музеем, который я хотела посетить в связи все с той же колокольной тематикой, был Музей фарфора при ИФЗ (Императорском фарфоровом заводе, некоторое время именовавшимся Ломоносовским, ЛФЗ). Музей был взят "под крыло" Эрмитажем, экспозиция небольшая, но достаточно интересная, однако пока она ограничена дореволюционным фарфором. По музею мы ходили с еще одним коллекционером - Анастасией Салкуцан, а потом вместе с ней любовались дорогими авторскими колокольчиками в витрине заводского салона-магазина, оформленного не хуже музея. Но я не очень печалилась: меня ждали три колокольчика, расписанных петербургским художником по фарфору Светланой Почечуевой.

Первый колокольчик, расписанный Светланой, мне подарила Ирина Сотникова. Он мне очень понравился, и весной я заказала Светлане роспись еще трех (на разные темы), но никак не могла их забрать: поездка в Питер все откладывалась. Но в августе все сложилось удачно. Колокольчики просто замечательные: роспись удивительно тонкая, детали проработаны очень тщательно, у колокольчиков орнаментирован не только низ юбки, но и "плечи". (Подробнее эти колокольчики представлены на следующей странице сайта.) Если бы мои колокольчики стояли в витрине магазина рядом с ИФЗ-шными, я несомненно выбрала бы Светланины! Со Светланой у нас состоялась небольшая беседа-интервью, аудиозапись которой пока ждет расшифровки. А еще Светлана пишет философские сказки, одну из которых можно прочитать здесь.

По Петербургу можно бродить бесконечно… Мы, в частности, побывали в Инженерном замке, который долго строил Павел I, но не прожил там и года. Говорят, тень убиенного хозяина бродит ночами по дворцу… Гиды водят доверчивых туристов на ночные экскурсии. Но мы были там днем. Ночью же поднимались на Исаакий (на колоннаду летом пускают до 5 часов утра).

Но лучшая смотровая площадка (из тех, на которых мы были) находится, пожалуй, на колокольне Смольного собора. Легкий и изящный бело-голубой собор на фоне голубого же неба был просто подарком фотографу. Его можно фотографировать бесконечно… Что Володя и делал. Я ахала и исправно носила сумку за фотографом (за что и заслужила шутливое прозвище "шерпа"). С колокольни изрядная часть города хорошо просматривается во все стороны, а в меру вдохновенный голос актера Толубеева из динамика комментирует открывающиеся виды.

Последний день начался с утренней экскурсии по новым нетрадиционным памятникам Петербурга, а также пешеходным зонам и отреставрированным проходным дворам Капеллы, которую провела для нас Галя Сотникова.

Потом уже сами прошли по Дворцовой площади, которая в это время была еще почти свободной от туристов, в очередной раз восхитились видами Исаакия и аркой Главного штаба.

Затем решили проехать на кораблике по каналам с заходом в большую Неву. Этой прогулкой остались очень довольны.

А вечером, тепло попрощавшись с радушной хозяйкой, отправились на вокзал...

До встречи, Питер!

Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)

Август - сентябрь 2007г.


P.S.: Сейчас, когда я пишу эти строки, минул уже месяц после поездки. А я не перестаю удивляться тому, как много вместили эти пять дней. Что ж, удаются те экспромты, которые хорошо подготовлены…

P.P.S.: О колокольчиковых "трофеях", привезенных из Петербурга, можно прочитать в "Новостях сайта" за 22.08 - 02.09.2007.

P.P.P.S.: О нашем предыдущем путешествии в Северную Пальмиру, случившемся восемь лет назад, можно прочитать на странице сайта "Петербург, Петергоф, Павловск. Четыре дня в июле."


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100