Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Язык без кандалов

Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)

В этом году уже в пятнадцатый раз после длительного перерыва большой пасхальный звон в Москве начнут колокола Московского Кремля. В светлое Христово Воскресение 23 апреля открывается и V Московский Пасхальный фестиваль, традиционной частью которого стала Звонильная неделя. Снова, как встарь, Москва звонит на Пасху во все колокола.

В середине 80-х годов ХХ века в Москве в Свято-Даниловом монастыре была организована школа звонарей, которую возглавил Игорь Васильевич Коновалов, ныне старший патриарший звонарь, председатель Общества церковных звонарей и художественный руководитель звонов Кремля и храма Христа Спасителя. Именно он занимался восстановлением звонов Данилова монастыря, Московского Кремля и возрожденного храма Христа Спасителя. Но об этом лучше из "первых уст"…

- Пасхальный звон, как встарь, звучит в стенах Кремля. Сложно ли было восстановить эту традицию?

- Идея поставить главную колокольню Московского великого княжества посреди Кремля возникла у Ивана Калиты и митрополита Петра еще в XIV веке. С тех пор, вот уже на протяжении многих столетий, пасхальные звоны начинались с Кремля. В 1918 году большевики в последний раз разрешили звонить на Пасху и Успение Богородицы, а через некоторое время они даже языки колоколов сковали кандалами. Именно в таком состоянии мы обнаружили колокола в 1992 году, когда с владыкой Арсением и протопресвитером отцом Матвеем (Стаднюком) поднялись на колокольню Ивана Великого, чтобы узнать, можно ли что-то сделать, чтобы использовать ее колокола в Пасхальных звонах. Осмотрели самый тяжелый исторический колокол христианского мира - Большой Успенский, весом около 65 т. Дошли до верха. Я предложил начать звоны на нескольких колоколах второго яруса. Мне ведь перед этим полгода снился один и тот же сон: как я восхожу на Ивана Великого! И вот тот сон начал сбываться.

Но сначала нужно было понять, в каком состоянии находятся стены. Ведь в 1812 году колокольня была взорвана французами, устояла, но дала трещину. После нашего пробного звона вокруг этой трещины всю ночь просидела с приборами научная комиссия, которая и установила, что колебания колокольни от звука не намного превосходят ее колебания от сильных порывов ветра.

- Когда же вновь раздался первый кремлевский звон?

- На Пасху. Затем мы исследовали шесть колоколов нижнего яруса, а к Рождеству 1993 года был задействован уже весь комплекс колоколов Ивана Великого, Успенской звонницы и Семисотенной пристройки. Звоны 1992 года качественно отличались от звонов 1918 года - так называемых "ералашных" звонов, когда вся система колокольни, звонницы и пристроек звучала вразнобой, поскольку звонари стояли на разных ярусах и друг друга не видели. Нами же сразу был взят курс на слаженный звон, подобный тому, как звонят на Ростовской звоннице. Для этого мы были вынуждены ввести дирижирование. Я стою на южном крыльце Успенского собора, отбиваю ритм. Могу в какой-то мере управлять этим гигантским сигнально-музыкальным инструментом.

- На Иване Великом большинство колоколов сохранилось, а для храма Христа Спасителя их отливали заново. Почему?

- Ну, один колокол от храма Христа Спасителя точно остался - его передал покойный режиссер Олег Ефремов, и сейчас он хранится в Троице-Сергиевой Лавре. Расположение колоколов на храме Христа Спасителя, конечно, более сложное, чем в Кремле. В прежние времена звон храма Христа Спасителя называли "разнобой": этот звонарский термин означает разную амплитуду колебаний языков. Старики, которые слышали прежний храм, говорили, что звон разносился недалеко. При восстановлении храма мы постарались это учесть: с помощью акустической лаборатории профессора Бориса Нюнина рассчитали, какими должны быть арки колоколен, стоящих на храмовой крыше. Пожалуй, впервые в истории русского церковного зодчества колокольни строились с прогнозом звучания; в результате, с какой стороны к храму ни подходи, слышно не одну, а три колокольни. Теперь репетируем варианты Ростовский звонов, очень красиво получается. Правда, зимой, когда за шиворот пурга метет, приходится сложновато.

- Удалось ли сохранить традиции самих звонов?

- Со звонами несколько проще, чем с литьем. Во-первых, не замолкал Псково-Печерский монастырь, оказавшийся на территории буржуазной Эстонии. На Ростовской звоннице все колокола уцелели. Вологда уцелела. Сейчас, если гарвардские колокола вернутся, а мы все надеемся на это, то в Свято-Даниловом монастыре появится уникальный исторический подбор колоколов. Чудом сохранились видео и аудио-записи звонов ростовских стариков, - без них, конечно, говорить о каком-либо возрождении было бы нереально. И чудом сохранился Владимир Иванович Машков, умнейший человек, который донес до нас звоны начала XX века. В Троице-Сергиевой Лавре, говорят, те же монахи, которые в 1919 году звонили в последний раз, в 1946 возобновляли звоны. Игумен Михей в Лавре многое рассказывал… Забить окончательно эту живую нить, к счастью, не удалось.

- Пасхальный фестиваль проходит в Москве уже в пятый раз. Влияет ли это на ход Звонильной недели?

- Не спрашивайте, я ее оттягиваю, как могу, потому что на нас накатывается вал работы, с каждым годом все больше. Сначала планировался приезд к нам лучших звонарей и их выступление на хороших колокольнях с тяжелыми колоколами. А получилось все по-другому: владыка Арсений предложил восстановить вереницы звонов. Мне такое и в голову не пришло, потому что среди верениц звонов может быть храм, где всего пара колоколов висит. То есть он сам, как звонящий храм, из себя ничего не представляет, а в веренице звонов это слышится интересно. Да и где же проводить Звонильную неделю, как не в Москве?

Апрель 2006 г.


Опубликованный в "Московских новостях" вариант статьи, в котором, к сожалению, не был учтен ряд уже согласованных с редакцией авторских поправок, можно увидеть на странице "Мои публикации".


Полный текст этого интервью со старшим патриаршим звонарем Игорем Коноваловым можно найти в рубрике сайта "Церковь: современные хроники" раздела "Из истории колоколов".




На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100