Язык без кандалов
Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)
В
этом году уже в пятнадцатый раз после длительного перерыва большой
пасхальный звон в Москве начнут колокола Московского Кремля. В светлое
Христово Воскресение 23 апреля открывается и V Московский Пасхальный
фестиваль, традиционной частью которого стала Звонильная неделя.
Снова, как встарь, Москва звонит на Пасху во все колокола.
В середине 80-х годов ХХ века в Москве в Свято-Даниловом монастыре была
организована школа звонарей, которую возглавил Игорь Васильевич Коновалов,
ныне старший патриарший звонарь, председатель Общества церковных звонарей и
художественный руководитель звонов Кремля и храма Христа Спасителя. Именно
он занимался восстановлением звонов Данилова монастыря, Московского Кремля
и возрожденного храма Христа Спасителя. Но об этом лучше из "первых уст"…
- Пасхальный звон, как встарь, звучит в стенах Кремля. Сложно ли было
восстановить эту традицию?
-
Идея поставить главную колокольню Московского великого княжества
посреди Кремля возникла у Ивана Калиты и митрополита Петра еще в
XIV веке. С тех пор, вот уже на протяжении многих столетий, пасхальные
звоны начинались с Кремля. В 1918 году большевики в последний раз
разрешили звонить на Пасху и Успение Богородицы, а через некоторое
время они даже языки колоколов сковали кандалами. Именно в таком
состоянии мы обнаружили колокола в 1992 году, когда с владыкой Арсением
и протопресвитером отцом Матвеем (Стаднюком) поднялись на колокольню
Ивана Великого, чтобы узнать, можно ли что-то сделать, чтобы использовать
ее колокола в Пасхальных звонах. Осмотрели самый тяжелый исторический
колокол христианского мира - Большой Успенский, весом около 65 т.
Дошли до верха. Я предложил начать звоны на нескольких колоколах
второго яруса. Мне ведь перед этим полгода снился один и тот же
сон: как я восхожу на Ивана Великого! И вот тот сон начал сбываться.
Но сначала нужно было понять, в каком состоянии находятся стены. Ведь в
1812 году колокольня была взорвана французами, устояла, но дала трещину.
После нашего пробного звона вокруг этой трещины всю ночь просидела с приборами
научная комиссия, которая и установила, что колебания колокольни от звука не
намного превосходят ее колебания от сильных порывов ветра.
- Когда же вновь раздался первый кремлевский звон?
-
На Пасху. Затем мы исследовали шесть колоколов нижнего яруса, а
к Рождеству 1993 года был задействован уже весь комплекс колоколов
Ивана Великого, Успенской звонницы и Семисотенной пристройки. Звоны
1992 года качественно отличались от звонов 1918 года - так
называемых "ералашных" звонов, когда вся система колокольни, звонницы
и пристроек звучала вразнобой, поскольку звонари стояли на разных
ярусах и друг друга не видели. Нами же сразу был взят курс на слаженный
звон, подобный тому, как звонят на Ростовской звоннице. Для этого
мы были вынуждены ввести дирижирование. Я стою на южном крыльце
Успенского собора, отбиваю ритм. Могу в какой-то мере управлять
этим гигантским сигнально-музыкальным инструментом.
- На Иване Великом большинство колоколов сохранилось, а для храма Христа
Спасителя их отливали заново. Почему?
- Ну, один колокол от храма Христа Спасителя точно остался - его передал
покойный режиссер Олег Ефремов, и сейчас он хранится в Троице-Сергиевой Лавре.
Расположение колоколов на храме Христа Спасителя, конечно, более сложное,
чем в Кремле. В прежние времена звон храма Христа Спасителя называли
"разнобой": этот звонарский термин означает разную амплитуду колебаний языков.
Старики, которые слышали прежний храм, говорили, что звон разносился недалеко.
При восстановлении храма мы постарались это учесть: с помощью акустической
лаборатории профессора Бориса Нюнина рассчитали, какими должны быть арки
колоколен, стоящих на храмовой крыше. Пожалуй, впервые в истории русского
церковного зодчества колокольни строились с прогнозом звучания; в результате,
с какой стороны к храму ни подходи, слышно не одну, а три колокольни. Теперь
репетируем варианты Ростовский звонов, очень красиво получается. Правда, зимой,
когда за шиворот пурга метет, приходится сложновато.
- Удалось ли сохранить традиции самих звонов?
- Со звонами несколько проще, чем с литьем. Во-первых, не замолкал
Псково-Печерский монастырь, оказавшийся на территории буржуазной Эстонии.
На Ростовской звоннице все колокола уцелели. Вологда уцелела. Сейчас, если
гарвардские колокола вернутся, а мы все надеемся на это, то в Свято-Даниловом
монастыре появится уникальный исторический подбор колоколов. Чудом
сохранились видео и аудио-записи звонов ростовских стариков, - без них,
конечно, говорить о каком-либо возрождении было бы нереально. И чудом
сохранился Владимир Иванович Машков, умнейший человек, который донес до нас
звоны начала XX века. В Троице-Сергиевой Лавре, говорят, те же монахи, которые
в 1919 году звонили в последний раз, в 1946 возобновляли звоны. Игумен
Михей в Лавре многое рассказывал… Забить окончательно эту живую нить,
к счастью, не удалось.
- Пасхальный фестиваль проходит в Москве уже в пятый раз. Влияет ли это на ход Звонильной недели?
- Не спрашивайте, я ее оттягиваю, как могу, потому что на нас накатывается
вал работы, с каждым годом все больше. Сначала планировался приезд к нам
лучших звонарей и их выступление на хороших колокольнях с тяжелыми
колоколами. А получилось все по-другому: владыка Арсений предложил восстановить
вереницы звонов. Мне такое и в голову не пришло, потому что среди верениц
звонов может быть храм, где всего пара колоколов висит. То есть он сам, как
звонящий храм, из себя ничего не представляет, а в веренице звонов это
слышится интересно. Да и где же проводить Звонильную неделю, как не в Москве?
Апрель 2006 г.
Опубликованный в "Московских новостях" вариант статьи, в котором,
к сожалению, не был учтен ряд уже согласованных с редакцией
авторских поправок, можно увидеть на странице
"Мои публикации".
Полный текст этого интервью со старшим
патриаршим звонарем Игорем Коноваловым можно найти в рубрике сайта
"Церковь: современные хроники"
раздела "Из истории колоколов".
|